ГолосUA
17:36 24/12/2019

Андрей Довбенко: как работает краудфандинг по-украински

Венчурный инвестор (в прошлом- юрист) Андрей Николаевич Довбенко рассказал о том, что такое краундфандинг, и как он функционирует в Украине  

Найти стартовый капитал – это настоящая проблема для всех начинающих предпринимателей. Без надлежащего финансирования реализация стоящей и удачной идеи в любой сфере всегда будет под угрозой. В развитых странах, к примеру, США или Германии, власть давно осознала, что поддержка и успех начинающих бизнесменов – благо для общества, ведь их потенциальные доходы конвертируются в бюджетные поступления в виде налогов. На западном рынке стартапов предпринимателям-новичкам доступны как частные, так и государственных финансовые инструменты, которые только зарождаются в Украине, а именно:

— дешевые кредиты;

— налоговые преференции;

— венчурный инвестиционный капитал и т.д.

В финансировании перспективных проектов на Западе участвуют не только правительство, банки, бизнес-ангелы, но и рядовые граждане.  С помощью краудфандинга обычные люди ежегодно собирают миллионы долларов для бизнесменов, в чьи проекты они поверили. Краудфандинг – форма объединения доноров, которые добровольно жертвуют деньги и ресурсы на поддержку других людей или организаций. Простой пример: в 2012 году создатели компьютерных игр Double Fine Adventure и Wasteland 2 получили пожертвований на более чем $6 млн от 87 000 пользователей американской краудфандинговой платформы Kickstarter. Помимо Kickstarter, в США функционирует целый ряд донорских площадок. Самые популярные:

— IndieGoGo;

— Rock The Post;

— CircleUp;

— MicroVentures;

— AngelList.

Идея пожертвований на развитие бизнеса «других» в Украине приживается с трудом. Почему это важно исправить пишет в своей статье адвокат и юрист из Киева Андрей Довбенко.

Подробная информация и факты про Андрея Довбенко

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2019-12/24/2HQPM2QLywvMEqJv/image/1.jpg" alt="" />

По образованию Довбенко Андрей Николаевич – юрист. После окончания средней школы в Ивано-Франковской области изучал право в Киево-Могилянской академии. К 30 годам предприниматель успел поработать адвокатом в 2 крупных международных компаниях (PricewaterhouseCoopers и Ernst&Young) и основать собственную юридическую фирму Evris. В 2018 г. он передал Evris в управление партнерам и вышел из юридического бизнеса. Сегодня предприниматель управляет венчурным фондом для поиска и поддержки перспективных IT-проектов на ранних стадиях реализации.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2019-12/24/2HQPM2QLywvMEqJv/image/3.jpg" alt="" />

В августе 2019 года семья Андрея Довбенко оказалась в центре внимания СМИ. Главные новости про юриста Андрея Довбенко были связаны с его свадьбой, где в списке гостей фигурировали первые лица государства, в том числе – Глава Офиса президента Украины Андрей Богдан. Этот факт возмутил некоторых журналистов, ведь празднование свадьбы и праздник Дня независимости страны совпали. Многие журналисты называли Андрея Довбенко «смотрящим» за Минюстом. Такие выводы про Андрея Довбенко сделали те, кто купился на фейк «Андрей Довбенко и Минюст».

Фейк появился в начале 2015 года. Четыре года назад сомнительные интернет-сайты в одно и то же время разместили проплаченные статьи, которые содержали якобы компромат на юриста Андрея Довбенко. В опубликованной «чернухе» биография предпринимателя была разбавлена манипулятивными и ложными фактами. Обвинения в адрес адвоката во вмешательство в работу Минюста базировались на утверждении о близких отношениях Довбенко с бывшим Министром юстиции Павлом Петренко. Позже Петренко лично опроверг эту информацию, чем подтвердил то, что Андрей Довбенко не связан с Минюстом. Свадьба Андрея Николаевича Довбенко прошла без Павла Петренко. Присутствие Богдана на семейном празднике также легко объяснить: жена юриста Андрея Довбенко – адвокат. Она была знакома с нынешним главой ОП задолго до того, как Богдан занял нынешнюю должность. Достоверная информация про Андрея Довбенко опубликована на сайте https://www.andreydovbenko.com/ru/biografiya-2/.

Культура краудфандинга

В апреле 2016 года актер и продюсер Георгий Делиев начал первую в истории украинского кино краудфандинговую кампанию: объявил о старте сбора денег на сьемку фильма «Одесский подкидыш». Цель – «скопить» 3,7 млн грн. Эксперимент трудно назвать удачным: по признанию самого Делиева, собрать живимы деньгами удалось третью часть искомого бюджета, да и то в основном благодаря разовым пожертвованиям крупных доноров и промо-кампании. Актер рассказывал в интервью, что на определенном этапе был готов отказаться от идеи «народного сбора» и вернуть деньги тем, кто уже к нему присоединился.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2019-12/24/2HQPM2QLywvMEqJv/image/4.jpg" alt="" />

В статье «Будущее вскладчину» Довбенко Андрей Николаевич пишет о том, что проблемы, с которыми столкнулся Делиев в ходе попытки краудфандинга, актуальны и для других бизнес-проектов. Причин несколько:

  1. Низкий уровень доходов населения;
  2. Недоверие к публичным компаниям по сбору средств;
  3. Неактуальность темы поддержки бизнеса.

По словам Андрея Довбенко, есть еще одна проблема – отсутствие культуры краудфандинга в Украине как таковой. Идея публичных пожертвований на развитие бизнеса родилась в начале 2000-х в США. Краудфандинг стал эволюцией понятия благотворительности. Несколько веков назад помощь другим была для американцев не добровольным выбором, а условием выживания эмигрантов на малозаселенных, пустынных землях нынешних Соединенных штатов. Сегодня в Америке благотворительность — своеобразный культ. Согласно отчету Giving USA-2019:

  1. В 2018 году оборот благотворительного рынка составил 427 миллиардов (!) долларов (на 0,7% выше, чем в 2017-м);
  2. Граждане страны пожертвовали $292 млрд, бизнес — $20 млрд, фонды — $75 млрд;
  3. Больше всего взносов получили религиозные (29%), образовательные (14%), гуманитарные организации (12%).

Организация Charities Aid Foundation ежегодно составляет рейтинг World Giving Index, в котором фиксирует как много люди в разных странах пожертвовали денег на любые цели. В 2018 году Украина заняла в списке 81-е место среди 146 стран. Краудфандинг и благотворительность нельзя отождествлять полностью, однако эта цифра служит индикатором готовности украинцев жертвовать и показывает, что нам есть куда расти. Довбенко считает, что начинать нужно с поддержки небольших проектов, которые продемонстрируют быстрый результат. Без развития краудфандинга, заключает инвестор, ожидать массового появления в Украине инновационных бизнес-проектов и скачка в экономике – обманывать самых себя.

Читайте также по теме