Блокирование польскими перевозчиками границы с Украиной усложнило доставку на отечественный рынок импортных товаров из многих европейских стран. Это приводит к нехватке этой продукции и ее подорожанию в украинских магазинах.
Об этом сообщает УНИАН.
Как сообщила пресс-служба украинской сети супермаркетов АТБ, кроме польских товаров через заблокированные пункты пропуска доставляются товары из стран Прибалтики, Германии, Голландии, Бельгии, доля которых в ассортименте магазинов компании достаточно весома.
«Ограничение движения на польской границе привело к очередям на других пунктах перехода Венгрии и Словакии, увеличило сроки доставки продукции европейских производителей и подняло стоимость автомобильного транспорта. Эти действия негативно влияют на наличие импорта в розничных сетях, увеличивают риски дефицита импортозависимых категорий и ведут к росту входящих и розничных цен, сокращению ценовых акций и предложений для украинских потребителей», – рассказали в компании.
В частности, по информации АТБ, в их магазине представлено много польской молочки, замороженных овощей и фруктов, макаронных изделий, напитков и алкоголя, моющих и косметических средств.
Впрочем, по словам аналитика Украинского клуба аграрного бизнеса Светланы Литвин, несмотря на риски дефицита отдельных импортных позиций, глобальных угроз для продовольственной безопасности нашей страны пока не прослеживается, поскольку Украина самостоятельно производит большинство продуктов питания.
«В прошлом году мы еще нуждались в некоторых видах овощей из-за захвата россиянами части Юга Украины, где они выращивались. В этом году этот вопрос уже решился путем выращивания этих овощей на территории всей Украины. Исключение составляют небольшая группа товаров, включая сезонные фрукты. Но проблемы с поставками этих групп товаров не угрожают продовольственной безопасности страны», – отметила она.
Однако ситуация с продовольственной безопасностью в дальнейшем будет зависеть от того, насколько долго будет продолжаться блокада границ для грузовиков. Но однозначно, подчеркнула Литвин, это не приведет к резкому росту цен для конечных потребителей.
«В любом случае у нас остается возможность импорта по железной дороге, а также с началом работы временного зернового коридора у нас появилась возможность получать импортные поставки морским путем», – говорит эксперт.
В то же время, кроме проблем с импортом, блокада границы наносит болезненный удар украинским экспортерам, которые не имеют возможности выполнять контракты.
«Если блокада будет затяжной, то ситуация будет усложняться. Украинские экспортеры будут терять контракты, за счет которых они продолжают удерживание своего производства», – подчеркнула руководитель отдела маркетинга оптового рынка сельскохозяйственной продукции «Шувар» во Львове Татьяна Попович.
Кроме этого на плечи украинских аграрных производителей, которые и так работают в условиях низких цен на выращенную продукцию и дорогую логистику, теперь ложится и оплата за простой автомобилей на границах.
Также не следует забывать, что Украина производит значительно больше продовольствия, чем потребляет. Поэтому продажа изготовленной продукции за границу является важной составляющей поступления средств в государственный бюджет.
Как сообщалось, 6 ноября польские перевозчики заблокировали на границе Украины и Польши ПП «Ягодин» и еще два пункта пропуска.
9 ноября в ГПСУ сообщили, что из-за блокировки поляками пунктов пропуска на границе 1700 грузовых авто ожидают выезда из Польши в Украину.
13 ноября польские перевозчики отказались снять блокаду на границе с Украиной.
В Еврокомиссии заявили, что одно из ключевых требований польских блокировщиков границы юридически невозможно.
21 ноября украинские перевозчики начали акцию протеста на границе, а также словацкие перевозчики.
В Европейской Бизнес-Ассоциации заявили, что из-за блокировки границы украинский бизнес каждый день теряет миллион гривен.