Борьба в комитетах касается финансовых потоков и денег, которые можно получить в результате контроля за этими комитетами.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA выразил политолог, преподаватель КНУ им. Т.Шевченко Петр Олещук.
Он пояснил, что существует традиция, когда определенное количество глав комитетов и должностей руководства ВР должны распределяться в соответствии с квотным принципом.
"Но согласно с нормами права , это формально все равно определяет ВР, руководство ВР и даже предоставляет разрешение на участие гражданам в том или другом комитете ВР. Поэтому это скорее традиция, ориентирующаяся на мировую практику в демократических странах. Опять же нельзя сказать, что это как-то регламентируется законодательно, но в так называемой вестминстерской модели существует традиция, согласно которой должен быть закреплен определенный статус за оппозицией", — пояснил политолог.
Главная задача комитета, подчеркнул П.Олещук, — это предварительный этап законодательной работы, то есть подготовка соответствующих нормативно-правовых актов дальнейшего воплощения в формах.
"Законодательный процесс не может быть эффективен без сотрудничества с парламентским большинством. Какой бы законопроект не был разработан на уровне комитетов, все равно он должен пройти через голосование в зале заседаний ВР. Если голосования не будет, то инет смысла в работах комитетов", — подчеркнул политолог.
Также он подчеркивает, необходимо понимать, что далеко не всегда комитет играет решающую роль во время голосования .
"У нас был ряд важных решений , которые проходили вне комитета и голосовались «с голоса» в ВР. Если есть большинство, то оно готово все поддержать и вне комитета. То есть комитет — это вспомогательный консультационный орган. Он важен, потому что часто именно мнение комитета является решающим для голосования в ВР, так как депутаты не имеют времени и желания разбираться в вопросах. Но если вопрос принципиален и все разобрались в нем, тогда комитет не играет особенной роли. Нельзя сказать, что на уровне комитетов идет речь о притеснениях меньшинства. Это вопрос скорее касается нашей политической традиции, в которой можно отдать хоть 20 комитетов оппозиции, но все равно, если будет голосование по сокращенной процедуре и будет политическое решение поломать депутатов и продавить решение, это все равно не поможет. Думаю, это связано с отечественной политической культурой, в которой нет традиции отношений между властью и оппозицией, цивилизованных отношений", — заявил политолог.
Соответственно, такие процессы отражаются на работе в комитетах, которые являются только инструментом.
"Я бы не стал вокруг комитетов делать особенные акценты. Как по мне, борьба в комитетах в большей степени касается финансовых потоков и денег, которые можно получить в результате контроля за этими комитетами. А получить их можно можно только за счет лоббистских законов и решений", — подытожил П.Олещук.
Напомним, по данным анализа персонального состава парламентских комитетов гражданской сети "ОПОРА", коалиция "Европейская Украина", к которой по состоянию на июнь 2016 года входият фактически две политические силы — "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт" , и отдельные внефракционные депутаты, имеет большинство в 19 комитетах ВР.