Чувство стыда настолько ужасно, что сложно даже представить, чтобы от него была какая-то польза. Однако, как утверждают канадские ученые, стыд — важнейший социальный механизм, сыгравший огромную роль в эволюции человека.
Об єтом пишут СМИ.
Такой вывод исследователи сделали, исследовав полтора десятка малых народностей со всего мира, в том числе коренных тувинцев, обитателей эквадорских Анд и аборигенов Маврикия. Участникам опроса предлагалось представить 12 различных ситуаций, в которых член той же группы вел себя неподобающим образом — например, отлынивал от общей работы или подворовывал у соплеменников.
Сначала людей просили оценить по четырехбалльной шкале, насколько плохо они стали бы относиться к такому человеку (то есть насколько меньше его бы стали уважать). А потом — уже у другой группы — спрашивали, насколько стыдно было бы в аналогичной ситуации им самим. В общей сложности было опрошено почти 1000 человек — но их оценки стыда оказались на удивление схожи, вне зависимости от места проживания. А уровень осуждения недобросовестных сородичей четко соотносился с личным ощущением стыда.
«Тот факт, что столь отдаленные друг от друга сообщества демонстрируют одну и ту же модель поведения, указывает, что чувство стыда — это продукт естественного отбора, а не культурных контактов или культурной эволюции», — заключают ученые. И приводят логичное объяснение.
Наши предки жили небольшими сплоченными группами, где выживание зависело от того, насколько ты можешь положиться на сородичей. Излишняя самоотверженность была не самой разумной моделью поведения: таких членов общества нещадно эксплуатировали. Но и чрезмерный эгоизм был противопоказан, так как потеря уважения соплеменников была прямой угрозой жизни.