Говорить о сокращении сектора теневой экономики в Украине абсурдно, потому что до сих пор государством не найдена равновесная точка фискальной нагрузки на бизнес и не созданы условия для его выведения из «тени».
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил финансовый аналитик Алексей Кущ.
«Пока что в Украине объективно не созданы необходимые условия для выведения бизнеса из «тени» и не найдена равновесная точка фискальной нагрузки. А значит, говорить о сокращении уровня теневой экономики абсурдно», — сказал аналитик.
Как отметил А. Кущ, вопрос стоит лишь создании таких условиях для бизнеса, которые бы позволили снизить её уровень до необходимого минимума.
«По мнению перуанского экономиста Эрнандо де Сото, для того, чтобы убрать «перегородки» между теневым и официальным секторами экономики нужно идти по пути имплементации на высший уровень тех правил бизнеса, которые формируются на микроуровне», — отметил эксперт.
Кроме того, он добавил, что возможен и второй вариант — понизить уровень фискальной нагрузки до уровня тех издержек, которые бизнес платит в тени.
«К примеру, государство определяет, уровень издержек теневого бизнеса в 15%. Следовательно, общий уровень фискальной нагрузки должно находиться на уровне 15-20%, когда бизнес получает стимул для выхода из тени», — объяснил аналитик.
По мнению А. Куща в Украине пока что не реализуется ни первый, ни второй вариант. Хотя, можно отметить вялое движение к первому варианту.
«Та действительность, в которой мы живем и те законы, которые принимает государство – это две параллельные реальности, которые редко пересекаются между собой», — констатировал эксперт.
А. Кущ также добавил, что в Украине уровень фискальной нагрузки в официальном секторе в два-три раза выше, чем та нагрузка, которую платит бизнес, находясь в тени.
«Даже в развитых странах считается полезным иметь сектор теневой экономики на уровне 15% как в Германии», — уточнил аналитик.
Он напомнил, что во Франции предпринимались попытки понизить уровень теневой экономики до 0%. В итоге сошлись на уровне в 5-10%, что привело к колоссальному кризису на рынке труда.
«Бороться с явлением теневой экономики объективно невозможно, так как она является неотъемлемой частью существования рыночной экономики в любой развитой стране мира», — подытожил А. Кущ.
Напомним, 12 февраля, Министерства экономического развития и торговли опубликовало отчет, согласно которому в январе-сентябре 2018 года уровень теневой экономики составил 32% от официального ВВП.
Утверждается, что это самый низкий уровень за последние 10 лет и на 1 процентный пункт меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.