Объем «тени» в экономике страны большой, при этом налоговые правила постоянно меняются. Все это создает неблагоприятный фон. Но, несмотря на это, власти берут курс на ужесточение налоговой политики.
Процессы тенезации
Объем теневой экономики Украины в 2020 году достиг 30% от ВВП, говорится в исследовании Министерства экономики Украины. На рост показателя повлияли введение карантинных мер и желание бизнеса уменьшить риск потери лимитированных ресурсов.
Тенезация росла среди всех видов экономической деятельности, кроме финансовой и страховой.
Больше всего доля «тени» росла в секторах: «Операции с недвижимостью» (+17%); «Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность» (+14%); «Оптовая и розничная торговля» (+9%); «Добывающая промышленность» (+9%).
«Процессы тенезации в значительной степени обуславливаются также недостаточно благоприятной средой. Положительные ожидания от реформ, их реализация стимулируют населения и субъектов хозяйствования к расширению деятельности в легальном секторе при условии улучшения инвестиционного и бизнес-климата в стране. Надлежащие условия и институциональную среду невозможно создать, пока не будут преодолены системные факторы, сдерживающие процессы детенизации», – говорится в исследовании Минэкономики.
В частности, детенизацию экономики сдерживают:
— низкий уровень защиты прав собственности и прав инвесторов;
— низкий уровень ликвидности фондового рынка;
— несовершенство судебной системы;
— высокий уровень коррупции;
— наличие неподконтрольных территорий.
За 2020 год ВВП Украины составил 4,19 трлн грн. Исходя из этого, размер теневой экономики может составлять 1,25 трлн гривен.
Согласно исследованию компании EY, четвертую часть официального ВВП Украины (846 млрд грн) составляют теневые операции. А глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев оценивал «тень» в половину ВВП Украины (2,25 трлн грн). На фоне этого с 1 июля налоговая и Государственная служба по вопросам труда начали проверки работодателей на наличие теневой занятости.
Как отмечает министр экономики Алексей Любченко, более 10 млн украинцев получают теневые доходы. Как следствие, за счет одного работающего украинца живет два неработающих.
Как рассказала министр социальной политики Марина Лазебная, если не изменить нынешнее законодательство, то украинцы, которые трудоустроены неофициально, при достижении пенсионного возраста просто не смогут обратиться к государству для назначения пенсии.
По ее словам, для решения этой проблемы министерство уже сейчас разрабатывает необходимый законопроект. Этот документ должен внести изменения в законодательство таким образом, чтобы украинцы, которые работают в теневом секторе экономики, получили право на начисление страхового стажа.
«У полмиллиона человек не будет необходимых 15 лет (стажа — ред.), которые дают им право уйти на пенсию в установленном возрасте. И мы над этим работаем. Мы разработали законопроект и отправили его на экспертизу в Международную организацию труда, и будем продвигать его дальше», – заявила Лазебная.
Она также подчеркнула, что кроме теневой занятости многие украинцы могут не иметь нужного стажа при достижении пенсионного возраста из-за неполной занятости. Такая форма занятости достаточно распространенная в Украине, считает Лазебная.
Особенности налоговой политики
«Вся налоговая политика в Украине определяется двумя правилами. Первое – это выполнение требований США и ЕС – они диктуют нам системы налоговой политики», – заявил экономист Всеволод Степанюк.
Вторым правилам, по словам В. Степанюка, является «снять с бедного последнюю рубашку».
Жесткость и противоречивость украинского законодательства в налоговой сфере компенсировалось «необязательностью» его выполнения, считает экономист Олег Пендзин.
«Уровень теневой экономики в Украине достаточно высок. Весь мир сейчас идет по пути минимизации и ищет пути оптимизации налогов, но это происходит легально. Они ищут определенные законом возможности. А в Украине ситуация проще – люди просто уклоняются и ищут любые способы чтобы не заплатить налоги. В этом огромное отличие нашего государства от других стран. Главная проблема, что у нас налоги не платятся. С 18,5 млн граждан, которые находятся в трудоспособном возрасте, налоги платят 11,5 млн и из них 4 млн с минимальной зарплатой», – заявил экономист.
Главной особенностью украинской налоговой системы является то, что она не реализуется, подчеркивает эксперт.
«Еще одна особенность украинской налоговой системы — она часто меняется. Каждая новая власть это делает. Это также делается под новый бюджет». А особенность американской и европейских налоговых систем в их невероятной стабильности. Третья особенность состоит в том, что наши налоговые и таможенные органы являются местами повышенных коррупционных рисков. И наши налогоплательщики тут видят два пути – либо не платить, либо «договариваться» с налоговиком». Это все вместе делает налоговую систему крайне неудобной для граждан», – отметил он.
В Украине налогов меньше, чем в других странах, заявляет в свою очередь экономист Александр Теплюк.
«Но вопрос в том, куда эти налоги идут и как они распределяются. А то, что сейчас собирается налоговой, разворовывается. Налоговая система периодически дополняется и меняется, но предприниматели и их работники все равно еле выживают, потому что объем их зарплат зависит от состояния экономики в целом, а зарплаты – низкие», – сказал эксперт.
Экономист говорит, что в Украине нельзя отменять упрощенную систему налогообложения, даже если этого хотят западные партнеры, иначе ФОП начнут закрываться.
«Европа всегда была против того, чтобы вводить какие-то специальные условия налогообложения для предпринимателей, как это в Украине, где есть такие формы ведения предпринимательской деятельности как ФОП. В Европе считают, что эти формы предпринимательства позволяют «отмывать» деньги. Но в Украине системы налогообложения для ФОП в существующей экономической ситуации необходимы, иначе предприниматели не выживут», – сказал эксперт.
Планы 2021-2025
В июле 2021 года Минфин опубликовал на своем сайте проект Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2021 — 2025 годы. Проект, как отмечается на сайте Минфина, Кабмин должен был быть одобрен «до конца июня, что является важной предпосылкой для начала программ бюджетной поддержки ЕС». Но на данный момент Стратегия еще не утверждена, говориться в обзоре, проведенном НВ совместно с адвокатским объединением «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры».
Согласно планам Кабмина налоговые поступления должны увеличиться благодаря таким мероприятиям:
— совершенствование трансфертного ценообразования в рамках реализации плана ВEPS (Base erosion and Profit Shifting — размывание налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения): борьба с агрессивным налоговым планированием, которое направлено на искусственное уменьшение базы налогообложения и перемещение налогооблагаемой прибыли в низконалоговые юрисдикции;
— присоединение Украины к многосторонним соглашениям об автоматическом обмене финансовой информацией и межгосударственными отчетами;
— заключение договоров об избежании двойного налогообложения с Катаром, Лихтенштейном, Черногорией и Японией;
— введение правил налогообложения контролируемой иностранной компании, которые были отсрочены в 2020-м;
— пересмотр экологического налога в связи с присоединением Украины к Green Deal и началом действия механизма пограничного углеродного корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism) для украинских компаний, которые экспортируют углеродсодержащую продукцию в ЕС.
«Следовательно, правительство в 2021—2025 годах в первую очередь планирует прилагать усилия к борьбе с искусственным уменьшением базы налогообложения и перемещением налогооблагаемой прибыли налогоплательщиков в низконалоговые юрисдикции. И в дальнейшем в фокусе законодателей и налоговиков будет оставаться деофшоризация и противодействие агрессивному налоговому планированию», — пишут эксперты.
«Налоговая политика в Украине ожесточается и с каждым годом нам приходится платить все больше. Сейчас время от времени вводятся сборы даже за автомобили среднего класса, хотя раньше это были машины только «люкс» уровня», – сообщил доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины, народный депутат Украины 5-6 созывов Алексей Плотников.
Он отметил, что при нынешних условиях, когда есть проблемы с наполняемостью доходов в госбюджет и проблемы с расходами, государство делает все, чтобы выжать у граждан последние деньги.
«Ситуация с повышением налогообложений в Украине будет только продолжатся и легче в этой сфере не станет», – подчеркнул он.
В ближайшие годы, государство и дальше будет проводить жесткую налоговую политику, опираясь только на свои интересы, констатировал экономист.