Экономист: для развития экономики Украины нужно законодательно изменить политику НБУ по инфляции

Сотрудничество Нацбанка Украины и международных финансовых организаций на данный момент для Украины является необходимостью. Но важно также внедрять конструктивные изменения в работу финансовой и банковской систем Украины. В частности, для этого НБУ нужно разработать стимулы для экономического роста, а для этого потребует изменения проводимая Нацбанком политика таргетирования инфляции.

Об этом в комментарии ГолосUA сообщила экономист Оксана Чепижко.

«Нужно ли новому составу правления НБУ и его председателю продолжать такое «сотрудничество», — вопрос скорее риторический. Вместо этого хотелось бы увидеть от них пересмотр проводимой политики таргетирования инфляции в пользу создания стимулов для экономического роста, в том числе и упрощения доступа бизнеса к кредитным ресурсам. Банки надо отучать от иждивенчества на депозитных сертфикатах и ОВГЗ в пользу кредитования реальных секторов экономики.

Также для этой цели желательно было бы в законодательном порядке и пересмотреть мандат НБУ, по примеру ФРС и других центробанков», — говорит эксперт.

О.Чепижко пояснила, что после решений предыдущего руководства НБУ из экономики Украины фактически убрана нужная для нормального функционирования экономики денежная масса.

«На этой теме, пожалуй, стоит остановиться подробнее и объяснить, что же это значит. Под «мандатом» обычно понимается основная цель деятельности того или иного органа власти, закрепленная за ним в законе. Для НБУ такая основная цель закреплена в статье 99 Конституции Украины, в соответствии с которой основной функцией Национального банка Украины является обеспечение стабильности нашей денежной единицы – гривны. И до 2016 года такой мандат понимался как обеспечение стабильности курса национальной валюты по отношению к доллару США.

Но в 2016 году, после того, как, не справившись с экономическими вызовами и кризисными явлениями, команда главы Нацбанка В.Гонтаревой «уронила» курс гривны в три раза: с 10 гривен за доллар к 30 гривен за доллар. Это было сделано, чтобы скрыть свои промахи и последствия своих действий в денежно-кредитной политике, то есть руководством Национального банка было принято самостоятельное решение трактовать эти же нормы Конституции иначе. Дескать, стабильность национальной денежной единицы должна означать не стабильность валютного курса, а сохранение ее покупательской способности, т.е. отсутствие инфляции. Поэтому с 2016 года НБУ перешел на так называемый «режим инфляционного таргетирования», который подразумевает удерживание уровня инфляции на минимальном, планируемом уровне (таргет – цель, таргетирование – достижение установленной цели).

Что в результате произошло и почему продолжение «режима инфляционного таргетирования» в наших условиях – зло? Если представить экономику как живой человеческий организм, то функцию крови, циркулирующей по организму, обеспечивающей питание всех его клеток, в экономике выполняют деньги. В погоне за низкой инфляцией, НБУ просто откачал всю «кровь» (деньги) из экономики, через ужесточение правил кредитования для банков путем установления непомерных требований к резервированию и капитализации банков, а с другой, чтобы поддержать доходность банков, замкнул их деятельность вместо кредитования реального сектора экономики на кредитовании бюджета, через скупку банками ОГВЗ высокой доходностью, и выпуск своих депозитных сертификатов для банков также с завышенной ставкой доходности. В результате банковская система оказалась на самоизоляции, а экономика оказалась обескровленной. Да, это привело к очень низкой инфляции, которая по факту оказалась неожиданно для самого НБУ даже значительно ниже прогнозируемого им коридора в 5% годовых. Но произошло это за счет резкого спада деловой активности, спада экономики в целом.

И одним из самых тревожных показателей, подтверждающих это, — является падение уровня промышленного производства, продолжающееся в Украине уже несколько кварталов подряд, задолго до возникновения эпидемии коронавируса. Сокращение и примитивизация промышленного производства приобрели такие масштабы, что в мае текущего года вызвали необходимость снижения производства энергогенерирующих компаний. Поэтому секрет неожиданно низкой даже для самого НБУ инфляции объясняется банальным отсутствием спроса, как со стороны населения на товары массового спроса (основная часть доходов уходит на коммуналку и еду), так и со стороны промышленных потребителей, сокращающих собственное производство. Мы просто убиваем свою экономику в погоне за достижением ложной цели: достижением ценовой стабильности любой ценой.

Вот почему крайне важно пересмотреть законодательно, в том числе и мандат НБУ, чтобы наш Центробанк начал работать в интересах всей экономики Украины. Нужна его активная позиция, направленная на поддержку экономического роста. Какие показатели/индикаторы могут свидетельствовать об экономическом росте и что можно предусмотреть в новом мандате НБУ? Например, такими показателями могут быть показатели уровня занятости населения и величина безработицы. Если первый растет, а второй падает, это, безусловно, свидетельствует о росте экономики, увеличении производства, создании новых рабочих мест, увеличении спроса на новые рабочие руки, что приводит и к конкуренции за них, и к росту зарплат.

В то же время, органический рост заработных плат (не через искусственное законом повышение уровня зарплат) стимулирует потребительский спрос и потребление. Другим целевым показателем/индикатором для НБУ может быть уровень кредитования в первую очередь экономики. Потому что такой спрос на кредиты со стороны бизнеса, опять-таки, свидетельствует о росте экономики, готовности бизнеса расширяться. Также это могут быть и общие показатели экономики, уровня благосостояния общества, такие, например, как рост ВВП или годовой доход на душу населения etc», — сказала экономист.

Напомним, в НБУ заявили, что продолжат сотрудничать с международными партнерами.

Читайте также по теме