Фотографии Национального антикоррупционного бюро Украины изъятых во время обысков по делу бизнесмена Тимура Миндича, на которых находятся доллары в запечатанных пачках со штрихкодами и надписями городов США (Атланта, Канзас-Сити, Миннеаполис), вызвали большой резонанс в информпространстве — откуда они могли появиться. При этим речь идет минимум о 4 миллионах долларов.
Об этом заявил народный депутат Ярослав Железняк.
Это порядка 168 млн грн в пересчете на национальную валюту, и простой человек (физлицо), согласно действующим во время войны ограничениям/запретам Национального банка, просто не мог получить столько с банковского счета ни за день, ни за год.
Не справилась бы даже небольшая группа людей. Если разделить сумму по 400 тыс. грн — граничный объем для финансового мониторинга, то нужно было бы задействовать минимум 420 человек, и по каждому из них обслуживающий банк был бы обязан запросить подтверждающие документы на средства с налоговыми декларациями (доказывающими легальное происхождение средств), и отправить отдельный отчет в Госфинмониторинг, пишут СМИ.
А там бы каждое лицо бы проверили на отмывание денег и терроризм. При этом на время проверок и сбора документов у всех участников процесса обязательно были бы заблокированы счета.
Банкиры считают, что в истории с наличными $4 млн были нарушены два ключевых правила:
1. Максимальный суточный лимит на выдачу со счета физлица не более 100 тыс. грн (валютного эквивалента этой суммы). У одного бы человека ушло бы на это более 6 лет при ежедневных походах в банк.
2. Требования по финансовому мониторингу, которые подразумевают официальное подтверждение легальности даже намного меньших сумм. Во многих банках это от 50 тыс. грн.
Ненамного легче было бы доказать легальность и целесообразность выдачи наличными $4 млн предприятию (юрлицу), для которых существует жесткий валютный контроль со стороны банков и Госналогслужбы, и единичные случаи при которых бизнес мог бы получить такую сумму наличными. Чтобы оправдать ее, скажем, командировочными выплатами потребовались бы много времени и тысячи откомандированных работников.
Исходя из этого, большинство банкиров уверены в применении нелегальной схемы с обналичиванием $4 млн. В основном обсуждается две версии:
— доллары были официально завезены в страну одним из украинских банков, и выданы заинтересованной стороне с нарушением всех действующих правил. То есть в сговоре/схеме участвовал один банк или несколько.
— Иностранная наличность — это чистой воды контрабанда, которая поступила в Украину нелегально, и тогда к расследованию НАБУ точно подключиться как американское ФБР, так и Секретная служба Соединенных Штатов (United States Secret Service, USSS).
До войны лицензии на завоз наличной инвалюты в Украине имели лишь несколько банков. А львиная часть реальных поставок (до 70% рынка) приходилась на Райффайзен Банк, который импортировал банкноту преимущественно через Австрию — через свою материнскую структуру, а потом развозил ее в Украине по другим банкам-партнерам.
Также поставками иностранной налички занимались ПУМБ, Кредобанк, МТБ Банк. Тогда банкноту перевозили преимущественно самолетами и растормаживали в киевском аэропорту Борисполь.
После начала боевых действий и закрытия неба — начали возить броневиками по земле, что было сложнее с точки зрения безопасности. Во время войны к импорту наличной инвалюты присоединились также государственные Приватбанк и Ощадбанк.
Сейчас нардеп Железняк утверждает, что этим занимается еще и национализированный Сенс Банк, но официального подтверждения этому пока нет.
Согласно официальной статистике НБУ, в сентябре 2025 года наша банковская система совокупно завезла в Украину наличного доллара на $632,4 млн, а за всего за 9 месяцев этого года — на $5,4 млрд.
Понятно, что эмитентом американского доллара являются США, но наши банки очень редко возят эту валюту напрямую и Штатов. Чаще всего закупают банкноту в ЕС у своих европейских банков-корреспондентов, импортирующих ее из Америки крупным оптом. Потому указание американских городов на долларовых пачках следствие может разобрать отдельно, чтоб проследить путь американской наличности в Украину.
Напомним, 10 ноября детективы НАБУ пришли с обысками к одному из ближайших соратников президента Украины Владимира Зеленского Тимуру Миндичу.
Несколько часов назад сообщалось: Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) проводят операцию по разоблачению коррупции в сфере энергетики.
По версии следствия, в «Энергоатоме» действовала схема «шлагбаум»: контрагентов заставляли платить 10-15% от суммы контрактов в качестве «откатов». В случае отказа угрожали блокировкой платежей или исключением из списка поставщиков.
Средства, по данным НАБУ, легализовались через бэк-офис в центре Киева, где прошло около 100 миллионов долларов. Офис принадлежал семье бывшего народного депутата и ныне сенатора РФ Андрея Деркача.
12 ноября было известно: по делу уже задержаны пять человек, ряду объявлены подозрения. Также в деле фигурирует Герман Галущенко и экс-вице-премьер Алексей Чернышов, которые получили подозрения.
Также мы писали: правительство приняло решение срочно отстранить от работы вице-президента, члена правления компании Якоба Хартмута.
Добавим, «Большая семёрка» призвала остановить войну в Украине по линии фронта и одобрила действия НАБУ по делу «Мидас».