Глава НМПУ рассказал, какие задачи нужно решить для создания отечественной системы трансплантологии

Создание отечественной системы трансплантологии, о чем ранее заявил Президент Украины Владимир Зеленский требует не только довольно больших временных затрат, но и решения ряда проблем, от которых невозможно избавиться за два года в силу политического кризиса и технологической отсталости.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил глава Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко.

«Подобные инициативы, которые озвучил Президент, безусловно, можно и нужно приветствовать, но к сожалению, скорее всего данные пожелания закончатся ничем, потому что сама государственная программа лечения наших граждан за рубежом является крайне коррумпированной. У нас есть ряд чиновников от медицины и чиновников от политики, которые занимаются не прикрытым лоббизмом зарубежных клиник (что касается красного костного мозга) и данное лобби не заинтересовано в развитии национальной системы трансплантологии», — отметил эксперт.

Также по мнению С. Кравченко, срок в два года, выделенный Зеленским на создание национальной системы трансплантологии – не совсем реален, поскольку Украина отстает в данной сфере от той же Беларуси на 40 лет.

«Когда мы говорим о создании системы трансплантологии, нужно понимать, что речь идет не просто о пересадке трупных органов, а о целом комплексе сложных мероприятий. Во-первых, нужно законодательно урегулировать вопрос трупной трансплантации, во-вторых, создать систему реестра пациентов и доноров, в-третьих, создать систему лабораторных центров для проведения анализа иммуносовместительства между донором и реципиентом, в-четвертых, создать систему забора и транспортировки органов. Также следует не забывать, что после пересадки органа пациент должен пожизненно находиться на иммуносуппрессивной терапии, что является самой затратной частью. Поэтому речь идет о комплексе мероприятий, которые необходимо реализовать. Как Президент собирается преодолеть отставание Украины в данной области за два года хотя бы от Беларуси, не говоря уже о других европейских страна – не ясно», — уточнил глава НМПУ.

Также С. Кравченко добавил, что на первом месте стоит вопрос законодательного урегулирования трупной трансплантологии, где камнем преткновения выступает вопрос о том, какой правовой механизм будет действовать – презумпция несогласия или презумпция согласия.

«В Беларуси, Индии и других европейских странах действует презумпция согласия, которая означает, что если гражданин не заявил о несогласии на использование своих органов после смерти, то тем самым он негласно дал согласие на это процедуру. В Украине же ведется дискуссия о том, что должна быть презумпция несогласия», — уточнил эксперт.

В таком случае, по его словам, каждый потенциальный донор при жизни должен дать официальное согласие на забор органов, в связи с чем возникает сложная процедура.

«В связи в этим возникают вопросы о том, каким образом вести реестр потенциальных доноров, каким образом с правовой точки зрения констатировать смерть головного мозга и каким образом производить забор при участии правоохранительных органов, медиков и родственников. Таким образом, объективно существует ряд сложных вопросов и за два года в условиях политического кризиса их решить невозможно. Кроме того, не следует забывать, что по мнению оппозиционных политических сил, в условиях войны вопрос о презумпции согласия довольно сомнителен», — заключил С. Кравченко.

Напомним, 9 июля Президент Владимир Зеленский на встрече с представителями бизнеса Волынской области предложил создать в Украине программу по трансплантации органов за два года.

«Эта программа, о трансплантации, я готов… Давайте сделаем это. Именно возьмем эту программу, я понял, какие средства — 3-4 миллиарда. Мы сделаем все, чтобы найти эти средства. И просто если вы говорите и это возможно сделать за два года, построить в Украине — давайте сосредоточимся именно на этой программе и то сегодня сделаем», — сказал президент.

Читайте также по теме