Между Турцией и Израилем нарастают напряженные отношения, которые грозят перерасти в открытую конфронтацию. 12-дневная война Израиля с Ираном изменила баланс сил на Ближнем Востоке.
Об этом сообщает Financial Times со ссылкой на мнение эксперта Института Брукингса Аслы Айдынташбаша.
По его оценке, после недавней войны Израиль стал еще более уверенным в себе и действует как региональный гегемон, что вызывает тревогу в Анкаре.
Глава МИД Турции Хакан Фидан недавно заявил: «Нет проблемы палестинцев, ливанцев, сирийцев, йеменцев или иранцев — есть проблема Израиля».
В Турции же все громче звучат обвинения в адрес Израиля в попытках окружить и дестабилизировать Турцию. Это уже не только риторика маргиналов, а точка зрения, разделяемая частью госаппарата и СМИ.
При этом в Израиле усиливаются опасения по поводу турецкого влияния. Некоторые представители силового блока считают, что Турция в долгосрочной перспективе представляет большую угрозу, чем Иран. На этом фоне Израиль активизировал связи с курдами в Сирии, которых Турция считает врагами.
Предполагается, что наиболее вероятной ареной прямого столкновения может стать Сирия. После падения режима Асада в 2024 году Анкара и Тель-Авив стремятся закрепить там влияние.
В то же время Турция уже контролирует значительную часть северной Сирии, а Израиль — наносит удары и поддерживает курдскую и друзскую автономии. В апреле израильские ВВС разбомбили объект, предназначавшийся для турецкой базы.
Дипломатические контакты между сторонами фактически заморожены. И в FT уверены, что Вашингтону предстоит непростая задача: сбалансировать отношения с двумя союзниками, чье соперничество может привести к новому кризису на Ближнем Востоке.
Как известно, в ночь на 13 июня Израиль нанес удары по объектам Ирана, касающихся ядерной программы, объяснив это стремлением не допустить получения Ираном ядерного оружия. После того начался обмен ударами.
О подготовке эвакуации ранее заявила также Литва, также такие планы имеют Чехия, Болгария и Польша.
А 16 июня министр иностранных дел Кипра Константинос Комбос заявил, что его государство получило запросы от нескольких государств Европейского Союза о помощи в эвакуации с Ближнего Востока.
Добавим, в Белом доме решили, что вступление США в войну — единственный шанс Израиля на победу.
Вскоре в Иране заявили, что начнут производство ядерного оружия, если будут атакованы иранские ядерные объекты, в частности, в Фордо.