Проблемы с чтением при дислексии связаны с пониженной способностью мозга к адаптации к повторяющимся стимулам, а не со сниженным интеллектом.
Об этом свидетельствуют данные исследования нейробиологов из Массачусетского технологического института, сообщил N+1 со ссылкой на журнал Neuron.
Дислексия — неврологическое расстройство, при котором нарушается способность к чтению. У разных людей расстройство проявляется по-разному и может выражаться в неспособности быстро читать или произносить слова по буквам, в проблемах с грамотностью или овладением навыком письма или в трудностях с пониманием прочитанного.
Ученые отмечают, что дислексия не связана ни с пониженным уровнем интеллекта, ни с нежеланием читать, и неврологические механизмы, лежащие в ее основе, до сих пор остаются неизвестными.
Исследователи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для анализа активности мозга испытуемых с дислексией и без нее при выполнении заданий на восприятие слов. Исследователи фокусировались на активности височных извилин, включая область Вернике, играющую ключевую роль в восприятии устной и письменной речи, и извилину Гешля, отвечающую за восприятие слуховой информации.
В первом эксперименте взрослым добровольцам давали слушать серию слов, которую зачитывал либо один голос, либо четыре разных голоса, и просили их соотнести услышанные слова с картинками. Оказалось, что у добровольцев с дислексией мозг реагировал на уже знакомый стимул точно так же, как на новый стимул, и активность височной доли со временем не снижалась.
Во втором эксперименте авторы выясняли, затрагивают ли эти различия и другие области восприятия. Для этого испытуемым давали слушать серии слов, в которых одинаковыми или разными были не голоса, зачитывающие их, а сами слова. Кроме того, добровольцам также показывали серии написанных слов и изображений лиц и объектов — тоже либо повторяющихся, либо разных. Оказалось, что во всех этих заданиях мозг добровольцев с дислексией реагировал так же, как и в первом эксперименте. Их мозг не адаптировался к повторяющимся стимулам, и активность соответствующих участков мозга не снижалась даже при многократных повторениях.
Наконец, в третьем эксперименте определяли, заметны ли эти различия в адаптации мозга у детей от 6 до 9 лет, которые учатся или недавно научились читать. Детям с дислексией и их ровесникам без дислексии давали слушать серии одинаковых или разных слов. Результат оказался таким же, как и в предыдущих экспериментах. Это говорит о том, что пониженная способность к адаптации наблюдается уже в самом начале обучения чтению и не является следствием разного опыта.
Как заключают авторы, возможно, именно пониженная способность мозга к адаптации, не так сильно заметная при выполнении более простых задач, становится критичной при чтении — что и выражается в дислексии.