Иррациональное, на первый взгляд, и разрушающее чувство вины может возникнуть, если человек не следует одному из собственных подавленных и важных для него желаний.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA рассказала психоаналитик, ведущая научно-исследовательского проекта в Международном институте глубинного психоанализа Татьяна Цвелодуб.
«С точки зрения психоанализа все мы при рождении имеем очень большой спектр разных влечений, чувств, интересов. Некоторые из них, к примеру, задавить жучка, толкнуть кого-то, находятся под запретом по разным причинам. С возрастом чувство вины может возникнуть, если человек не следует одному из собственных подавленных и важных для него желаний», — отметила эксперт.
По ее словам, «привычное для понимания проявление чувства вины — это прямое реагирование на тот или иной закон в обществе».
«Когда, совершая плохой поступок, становится стыдно перед кем-то или перед собой. А вот, если чувство вины – иррациональное, без прямой связи с поступками, представитель французского психоанализа Жак Лакан усматривает его корни в предательстве по отношению к собственному желанию. Оно может быть и агрессивным, и запретным, и подавляемым. К примеру, если человек очень хочет детей, но не реализует этого по той или иной причине, нужно искать какое-то культурное воплощение. Стать педагогом, в конце концов, делать что-то максимально приближенное, иначе человек будет чувствовать вину в гипертрофированной форме, не понимая за что», — предупредила психолог.
Т.Цвелодуб добавила, что "ребенок, попадая с рождения в условия своей культуры, не на бумаге получает определенные ограничения, правила и законы".
"Он узнает их и обучается в отношениях с близкими людьми. При этом яркая критика или агрессия, как реакция на его проступки, может сильно впечатлить, но не обязательно оставит след на всю жизнь. В одной семье будут репрессивно вести себя по отношения к чаду, наказывать, но впоследствии он будет лишен чувства вины за собственные просчеты. Даже станет бесчувственным. Другие же родители могут быть ласковыми и тактичными, а их сын или дочь, став взрослым, будет обвинять себя чуть ли не во всех смертных грехах", — сказала она.