Новый закон о Национальной безопасности Украины, принятый парламентом в июне 2018 года, создавался без учета прежнего законодательного опыта в этой сфере.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA выразил политолог, директор Украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«Новый закон о Нацбезопасности полностью отбрасывает прежние наработки, которые, как я считаю, были сильными, и является попыткой полностью переписать правовое регулирование данной сферы. И я считаю, это пиар, прежде всего, в преддверии выборов, перед вступлением в НАТО», — сказал эксперт.
При этом, по мнению политолога, как бы не добивался Президент вступления Украины в НАТО, украинское население навряд ли сможет оценить важность данного события.
«Никакой пользы, я думаю, украинцы от участия в НАТО не ощутят абсолютно. Я думаю, украинцы ощутят что-то перед объявлением референдума по НАТО. Более того, гарантии НАТО, все они на бумаге только и гарантии того, что нападение на участника, одну страну НАТО, считается нападением на все НАТО, это только на бумаге. Еще не было в истории примера, когда гарантии НАТО использовали. И неоднократно звучали заявления чиновников что, допустим, если РФ нападет на Прибалтику, то НАТО вмешиваться не будет. Все, что делается для вступления Украины в НАТО, это геополитика, попытка увести страну на Запад с помощью политических манипуляций и спекуляций, начиная с того, что, таким образом, политики снимают с себя всю ответственность за нынешнее состояние дорог, обещая, что вот мы придем в НАТО и потом все будет хорошо, и заканчивая попыткой создать наш национальный суверенитет под внешнюю международную организацию», — подытожил эксперт.
Эксперт добавил, что до нового закона о Нацбезопасности существовали три других закона, в которых довольно детально были прописаны правовые нормы в данной сфере.
«Эти стратегии и программы есть, точно так же как до сегодняшнего дня были законы «Об основах национальной безопасности Украины», «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» и «Об организации оборонного планирования», — говорит Р.Бортник.
Напомним, 21 июня 2018 года Верховная Рада приняла закон № 8068 о национальной безопасности Украины. «За» проголосовали 248 народных депутатов. Согласно документу, расходы на оборонный сектор составляют не менее 5% от запланированного объема ВВП, причем как минимум 3% — на финансирование сил обороны. Предполагается, что сектор безопасности и обороны — система органов государственной власти, которая в том числе включает госорганы специального назначения с правоохранительными функциями.
Законопроект вводит гражданский контроль сектора безопасности и обороны. Гражданские высокопоставленные лица (президент, парламент, правительство и другие), а также общественность имеют право контролировать сферу обороны. В частности, на что направляются деньги. Исключение — только проекты с грифом «государственная тайна».