На следующий день после Успения Богородицы, 29 августа, православные и грекокатолики отмечают праздник, который в церковном календаре называется Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, а в народе — Третий Спас, Спас на полотне, или Ореховый Спас.
В народе Третий Спас (Первый — Медовый — отмечали 14 августа, Второй — Яблочный — 19 августа) называли еще Ореховым, так как к этому празднику дозревали лесные орехи и начинался их сбор. Но собирать ореховый урожай считалось не таким уж простым делом: по народным верованиям, лесные чащи в это время переполнены нечистой силой, а потому без оберега соваться в лес — себе дороже.
Тем, кто, преодолев все трудности, все же добирался до зарослей орешника, народные традиции предписывали обязательно попробовать первый сорванный ими в этом сезоне орех. Так, по некоторым приметам, можно было узнать свое ближайшее будущее: если попадется недозрелый орех — вас ожидают новости, горький — надо готовиться к тяжелому году, сладкий обещает удачу.
У незамужних девушек существовала своя трактовка ореховых примет: спелый, сладкий орех — к большой любви, недозрелый — к важной новости, связанной все с той же любовью, гнилой орех — к беде, а горький — к проблемам в личных отношениях.
Существовали и другие приметы. Хотите верьте, хотите — нет, но в народе утверждают, что тому, кому в лесу на голову упадет орех, будет во всем сопутствовать удача. И очень крупно повезет человеку, нашедшему два сросшихся ореха. Только нужно поднять их левой рукой и положить в кошелек…
И конечно, все знали, что, если уродилось много орехов, в следующем году можно ожидать богатого урожая зерновых.
Ореховый Спас — это еще и время окончания полевых работ и начало подготовки к зиме. Кроме съестных заготовок, делали запасы освященных в этот день колосков пшеницы нового урожая, некоторых фруктов, орехов и воды, чтобы в течение года использовать их при изготовлении оберегов для всей семьи (к ним добавляли еще и ореховые ветки) или для приготовления снадобий по народным рецептам.
Заготавливали в Ореховый Спас и банные веники, обязательно добавляя в них ветки лещины. Считалось, что такой веник обладает особой целительной силой.
К Третьему Спасу заканчивалась уборка зерновых. Поэтому его еще называли Хлебным. Из муки нового урожая принято было обязательно печь пироги с разнообразнейшей начинкой, а также хлеб, который тоже несли в церковь на освящение. В некоторых местностях принято было хранить за образами последний кусочек такого освященного хлеба, завернутый в полотняную тряпочку. Наши предки верили, что это обязательно принесет в дом достаток.
Считалось также, что можно избежать любых финансовых проблем, если за праздничным столом попробовать все блюда, предложенные хозяйкой. А столы к этому празднику накрывали богатые. На них, кроме других продуктов, обязательно присутствовали мед, яблоки, орехи, сладкие булочки с фруктовой и ягодной начинкой. Принято было угощать этими продуктами всех нуждающихся и странствующих и оказывать им посильную помощь.
Существовала также традиция дарить друг другу в этот праздник полотняные полотенца. В этот день наблюдали за поведением птиц. Считалось, что если к Третьему Спасу аисты уже улетят на юг, то на Покров (14 октября) можно ждать сильных морозов, зато весна будет солнечной и теплой. Если перелетные птицы задерживаются с отлетом, осень будет теплой, зима начнется не скоро, а весна выдастся прохладной.