Преображение Господне – очень важный день для всех православных верующих: среди 12 годовых праздников христианского календарного цикла, по своей значимости он считается третьим после Рождества и Пасхи.
Этот праздник приходится на Спасовку — пост, который начинается после Маковея и длится до третьего Спаса, или праздника Успения. В этот период такой же строгий, как и Великий (перед Пасхой), когда церковь призывает традиционно воздерживаются от потребления мяса, молока и рыбы, а также от важных мирских дел, венчаний и т.д. />
В народе этому празднику дали благозвучное и поэтическое название Яблочный Спас или праздник урожая. Поэтому, даже тот, кто не знаком с библейской историей, предшествовавшей празднованию этого праздника, знает, что 19 августа прихожане в церкви традиционно освящают яблоки и другие фрукты.
По словам старшего научного сотрудника Центра украиноведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Анатолия Ципка "традиция празднования этого дня и происхождения народного названия Яблочный Спас — сугубо украинская и, в частности, киевская", ведь ареал ее распространения не выходит за пределы бывшей территории Киевского государства. "На севере, где не было традиций садоводства и на юге, где выращивали виноград, это праздник не завоевал такой популярности, как в центральных регионах Украины", — отметил исследователь украинских традиций и обычаев.
По его словам, до Яблочного Спаса женщины не употребляли яблоки и груши, пока не освящали их в церкви. По одной из версий, это был пост о потерянном ребенке, умершем в младенчестве. Женщины верили, что на том свете Богородица раздает детям золотые яблоки, и если мать попробовала плод — ребенок угощение не получит. А уже на праздничном столе печеные яблоки были главным блюдом. Готовили их так: верхушку с хвостиком отрезали, вынимали середину с семенами, клали туда мед или сахар и запекали в печи. Также хозяйки готовили пироги и штрудели с яблочной начинкой из пресного теста и варили компот или грушевник — кисель из свежих груш.
Традиционно в этот день наблюдали за погодой и природными явлениями. Обычно, со второго Спаса в средней полосе Украины уже могут начинаться заморозки, а потому в народе издавна говорили: «Пришел Спас, держи рукавицы про запас!» Также примечали, если «на Спаса сухой день, то это — предвестие сухой осени, мокрый – мокрой. А ясный и солнечный — на суровую зиму».
Также на Спаса поминали умерших родственников. Это давняя украинская народная традиция – тоже отголосок древнего культа предков. За народной мифологией, это третье выступление мертвецов на свет в весенне-летнем сезоне: они появляются на Страстной Четверг, на Зеленые Праздники и на Спаса.