Практическое воплощение Евразийского союза создало бы больше проблем, чем решило бы.
Об этом пишет в своей статье для ZN.UA доцент кафедры политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» Андреас Умланд. />
Во-первых, по его словам, существует очевидное гео- и демографическое неравенство, а также дисбаланс военной мощи между Россией, с одной стороны, и предполагаемыми другими членами Союза — с другой.
Во-вторых, за отношениями Москвы и нациями постсоветского пространства стоит сложное прошлое. Многие россияне считают объединение народов бывших царской и советской империй исторически обоснованным, культурно несложным и географически само собой разумеющимся – и потому не нуждающимся в дальнейших обсуждениях. Однако элиты других постсоветских республик (в первую очередь, интеллектуальные) имеют более амбивалентные позиции, а иногда и негативные взгляды на отношения их наций с Москвой.
Не помогает замыслу нового союза и тот факт, что бывший и будущий лидер России Владимир Путин представляет органы, ранее ответственные за совершение, среди прочих преступлений, разных антинациональных мер.
Термин, который Путин выбрал для названия своего нового проекта — «евразийский», — также проблематичен. Очевидно, что путинская «Евразия» не относится ко всему евроазиатскому континенту.
Третий аспект, свидетельствующий против постсоветской интеграции, заключается в туманности социально-экономических выгод Евразийского союза. Свободная торговля уже достигнута недавним соглашением между большинством постсоветских государств. В чем теперь более всего нуждаются потенциальные члены Евразийского союза, так это в серьезных технологических и управленческих инновациях, а также всесторонней модернизации таких сфер, как местное управление, система социальной защиты, высшее образование или здравоохранение.