«Акцент-Банк» или «А-Банк», как его называют сокращенно, изначально принадлежал Суркисам. Согласно данным НБУ, по состоянию на 1 января 2020 почти, 97% финансового учреждения были в собственности членов их семьи, а еще 3,17% — принадлежали кипрской компании Miosaria Commercial Ltd.
Об этом пишет Главное.
В начале сентября Суркисы выкупили эти 3%, о чем сообщалось в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Теперь доля прямого участия Игоря Суркиса в капитале банка увеличилась до 33,229106%, Григория Суркиса – до 32,991402%, Светланы Суркис и Марины Суркис – до 16,899746% в каждой.
Таким образом «А-Банк» стал полностью принадлежать семье. Хотя и ранее 3,17% у кипрской компании Miosaria Commercial Ltd особо никак не влияли на вопросы управления финансовым учреждением. Тем более, что руководитель оффшора Елени Корелиду была еще и доверенным лицом Игоря Суркиса.
Параллельно, на Miosaria Commercial Ltd записано 25% “Прикарпаттяоблэнэрго” Виктора Медведчука. В то время как сама оффшорка принадлежит его жене Оксане Марченко.
Полагать, что Сукрис вдруг решил избавится от бизнес-партнерства с Медведчуком, которого никогда не стеснялся, оснований нет. Но шаг по покупке недостающих 3% «А-Банка» точно не случайный, полагают эксперты финансового рынка.
Специалисты не исключают, что таким образом Суркисы могут готовить площадку для получения от государства средств, которые в рамках множества судебных разбирательств уже 4 года пытаются взыскать с «ПриватБанка».
«Взять сейчас и выплатить Суркисам 10 млрд грн ни государству, ни «Привату» никто не позволит. Общество и западные партнеры Украине этого не простят. Никакой толерантности к олигархам больше не осталось. И просто коррумпировать суды для решения свои хотелок уже не достаточно», — поясняют эксперты.
Именно поэтому, возможен вариант, что государство в лице НБУ начнет докапитализировать «А-Банка».
«С одной стороны это будет выглядеть, как обычное дело для регулятора, а с другой стороны таким путем, Суркисам могут начать выплачивать то, чего они требуют и за что обещают сегодня откаты в Офисе Президента», — предполагает один из участников банковского рынка, поясняя таким обозом шаг Суркисов по выкупу у оффшорнй компании «недостающих» 3%.
Напомним, что Сукрисы пытаются добиться от «ПриватБанка» выплаты им 250 млн дол депозитов, конвертированных в капитал банка, и еще 100 млн дол. процентов по ним.
Однако, позиция «ПриватБанка» состоит в том, что процедура bail-in была применена к счетам оффшорных компаний Суркисов законно, ведь они являются связанными лицами с бывшими акционерами «Привата».
Следовательно, депозитов Суркисов с 2016 года (после национализации банка) просто не существует в природе, и о начислении каких-либо процентов на эти депозиты вообще не может быть и речи.
Но, несмотря на это, 2 сентября 2020 год Печерский суд принимает решение о взыскании с «Привата» в пользу олигархов 350 млн дол. Более того, делает это без рассмотрения спора по сути, а в качестве обеспечительного решения.
Скоре эту схему заблокировал Верховный суд Украины, а в Раду внесли законопроект, призванный не допустить выплаты олигархам ни единой гривны из государственного бюджета.
На фоне всего этого, версия о возможной докапитализации «А-Банка», как пути рассчета с Суркисами за обещанные ими же откаты — вполне резонна.