В конечном варианте законопроекта №2178-10 о рынке земли, который был принят в первом чтении в Верховной Раде Украины и будет выноситься на второе чтение в парламенте, несмотря на внесенные поправки, не были учтены ключевые требования аграриев.
Об этом ГолосUA сообщили эксперты Всеукраинской Аграрной Рады (ВАР).
В частности, в законопроекте не учтено требование о поэтапном запуске рынка земли. ВАР неоднократно подчеркивала, что земельную реформу нужно проводить в два этапа: сначала право покупать землю должны получить только физические лица-граждане Украины с ограничением в одни руки до 500 га. И только через некоторое время, через 2-3 года, доступ к рынку земли может быть предоставлен юридическим лицам с ограничением по концентрации земли в 5 тыс. га.
Подобный подход позволил бы малым аграриям конкурировать с крупными на равных. Сейчас же многие из них просто не смогут взять кредиты на покупку земли, поскольку не имеют ни необходимой кредитной истории, ни отчетности, ни опыта работы с банками. И большинство банков не готовы работать с малыми аграриями. Для решения этой проблемы нужно время, а, значит, переходный период. Зато одновременный допуск к покупке сельхозземель и физических, и юридических лиц, как предлагается в законопроекте, грозит крахом для малых аграрных предприятий, ведь без кредитов конкурировать со средним и крупными компаниями, которые имеют доступ к финансовому ресурсу, для них практически невозможно.
Также, отметили эксперты, вдвое выше оказалась цифра ограничения концентрации земли — 10 тыс. га, в то время как аграрии предлагали до 5 тыс. Га в одни руки. Учитывая то, что по прогнозам самого правительства в первые 5 лет будет предложено для продажи максимум 27% сельскохозяйственной земли, которую сегодня обрабатывают аграрии, то даже для хозяйств, в которых 10 тыс. га в обработке, а это — верхний предел максимально эффективного размера — нужно будет выкупить в среднем лишь 2,7 тыс. га. Учитывая это, лимит в 5 тыс. га, на котором настаивали аграрии — более чем достаточный.
Кроме того, в законопроекте содержится еще одна норма, которая, несмотря на присутствие на рынке юридических лиц уже на первом этапе, может создать новые возможности для махинаций. Это — возможность переуступки первоочередного права выкупа земли.
Например, компания может переуступить свое первоочередное право на покупку земли нескольким другим фирмам, а заодно и «кредитовать» их для ее покупки. А те, в свою очередь, приобретя сельхозугодья, «сдадут» землю ей назад «в аренду» на 100 или 200 лет. В результате ограничения на количество земли в одних руках превращается в фикцию.
Таким образом, власть одной нормой законопроекта якобы устанавливает ограничения на покупку земли — до 10 тыс. га, а другой облегчает реализацию «законных» обхода этих ограничений. Выгодной такая позиция является, прежде всего, для аграрных олигархов, которые, в случае принятия законопроекту в нынешнем его виде, получат возможность концентрировать в своих руках большие массивы земли.
Напомним, 13 января 2020 года стало известно, что Аграрный комитет Верховной Рады презентовал окончательную версию законопроекта о рынке земли. Об этом сообщил председатель комитета Николай Сольский.