Андрей Кислов
09:00 16/08/2021

30 лет независимости: как менялись политические реалии

В Украине правовое социальное государство пока не построено, зато усилились глубинные конфликты на тему языка, истории, религии, говорят эксперты.  Они отмечают, что политические элиты ориентируются на внешних игроков и финансово-промышленные группы.

«Загадочное животное под названием «тянитолкай»

К тридцатому юбилею независимости страна пришла, не построив социальное государство, хотя это предусматривает Конституция. «Полноценное социальное правовое демократическое государство до сих пор не построено», — подчеркивает политолог Руслан Бортник.

По это словам, это государство, которое эффективно регулировало бы отношения между элитами и обществом. «Пока не получилось государство, которое бы обеспечивало верховенство права, права человека, а также обеспечивало бы справедливое распределение прав и обязанностей политической системы и поддерживало слабых», — говорит он.

Стоит напомнить, что в Конституции Украины объектами права собственности украинского народа указаны земля, недра, воздух, водные и другие ресурсы. Украина провозглашена социальным государством, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство признаются наивысшей социальной ценностью.

При этом, празднуя годовщину независимости, граждане заодно отмечают дату перехода от социалистического строя к капитализму. Такой переход совершили все республики СССР. Но только Украина до сих пор не достигла экономического уровня 1990 года. Об этом прямо говорит вице-премьер-министр, министр экономики Алексей Любченко.

«К сожалению, сегодня Украина остается единственной страной Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, которая не достигла уровня ВВП 1990 года»- заявил вице-премьер, отметив, что уровень дохода на душу населения в Украине остается в 3–6 раз ниже, чем в других странах Восточной Европы.

Почему так сложилось в Украине, по сравнению с другими бывшими соцстранами, имеются разные мнения.  Например, что 1990-е годы стали периодом активного слияния власти и бизнеса, связанного с процессом «первоначального накопления капитала». В результате тесного взаимодействия государства с представителями крупного капитала, власть фактически получили олигархи — такие отношения окончательно сложились в 2000-е годы.

Например, экономист Алексей Кущ отмечает: «В последнее время энергетический комплекс страны и соответствующее профильное министерство превратились в загадочное животное под названием «тянитолкай», только вместо двух голов управляют сим славным зверем два олигарха. Одному из которых нужна дорогая электроэнергия, а другому – дешевая».

По его словам, получается уникальная ситуация – «имея крупнейшую энергетическую генерацию на постсоветском пространстве, мы практически утратили фактор конкурентоспособности в виде доступной электроэнергии». Экономист поясняет: когда переводят реакторы АЭС на временный простой – «значит, зима была теплой, на складах скопилось много угля и хорошим людям надо помочь его сжечь путем наращивания удельного веса генерации частных ТЭС». Это приводит к росту цен на электроэнергию и остановке промышленных предприятий.

«А если же останавливаются ТЭС – значит, верх взяла другая голова, «ферросплавная», которой нужно дешевое электричество атомных станций. И останавливать будут тепловые, попутно снижая запасы угля на складах, причем даже в преддверии отопительного сезона», — рассудил Алексей Кущ.

Подобных примеров влияния олигархов можно отыскать множество. Оно напрямую отражается на политике: результаты политической борьбы определяются не идеологией, а поддержкой финансово-промышленных групп. Борьба с коррупцией, затеянная по инициативе западных партнеров, заметных результатов, не дает.

Опрос Центра Разумкова, проведенный с 29 июля по 4 августа показал: Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ) и Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) не доверяют по 70% опрошенных, Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП)– 69%, Высшему антикоррупционному суду (ВАКС) не доверяют 68%.

«Формально мы независимая страна, а неформально…»

Эксперт Андрей Головачев считает, что после распада СССР и обретения Украиной независимости, «в стране установился режим, который по-научному называется патримониальным государством»

«Суть его сводится к тому, что у власти находится группа людей, которые используют политическую власть для извлечения личной выгоды. По-простому такое государство можно назвать клептократическим или даже еще понятнее — криминальным», — пишет он в Facebook.

Эксперт поясняет, что такая система держится на построении, так называемой, вертикали власти. «Например, президент назначает губернатора на область и отдает ему ее на кормление. В ответ губернатор обязан обеспечить другую услугу — например, победу на выборах. Губернатор расставляет людей на районы и также обменивается с ними взаимовыгодными услугами», — рассуждает он.

По словам Головачева, подобные вертикали власти действуют во всех министерствах, административных центрах, судах силовых ведомствах. «Извлечение выгоды — это конечная цель и внутреннее содержание всей властной вертикали в Украине», — уверен он.

Отметим, что опрос Центра Разумкова продемонстрировал, что в канун 30-й годовщины Независимости государственному аппарату (чиновникам) не доверяют 76% граждан, Верховной Раде – 75%, судам – 74%. Правительству и политическим партиям выразили недоверие по 72% опрошенных. Президенту – 58%.

Напомним, что по Конституции, принятой в 1996 году (до этого действовала Конституция УССР с изменениями и дополнениями), Украина стала президентско-парламентской республикой. Изначально, по Конституции 1996 года, Верховная Рада лишь утверждала представленную президентом кандидатуру премьер-министра, а в процессе назначения отдельных министров депутаты не участвовали – всех назначал президент. Раде отводилось право только отправить в отставку все правительство.

В ходе Оранжевой революции в 2004 году была проведена конституционная реформа. По Конституции 2004 года в парламенте должна быть сформирована коалиция, которая предлагает президенту кандидатуру премьер-министра. Рада утверждает всех министров, кандидатуры которых подает премьер-министр (за исключением министров обороны и иностранных дел, кандидатуры которых в Раду подает президент). Полномочия увольнять отдельных министров или отправлять в отставку правительство президент потерял. С 2004 года это стало исключительным правом парламента.

В 2010 году реформу 2004 года отменил Конституционный суд – тогда вновь стала действовать изначальная редакция -1996. Но после Майдана в 2014 году снова вернулись к Конституции-2004.  А после выборов 2019 года большинство мест в Раде получила президентская партия «Слуга народа». Парламентская фракция этой партии пользуется правами правящей коалиции, и самостоятельно формирует правительство.

Последние два года и законодательная и исполнительная власть в стране находится в одних руках — решения принимаются в Офисе Президента, которому фактически подчиняется и парламентское большинство, и сформированное им правительство. Президент Владимир Зеленский заявляет, хотя в Украине де-юре – парламентско-президентская форма правления, но де-факто она президентско-парламентская. «Ведь украинцы, выбирая Президента, хотят, чтобы он, несмотря ни на что, нес ответственность за все», — поясняет он.

Политолог Руслан Бортник говорит, что на самом деле «мы фактически имеем президентскую форму правления», а большая часть общества не принимает участие в политических процессах.

В стране усилились глубинные конфликты на тему языка, истории, религии и внешнеполитической ориентации. «То, что ранее было просто трещинами на фасаде, сегодня превратилось в линии разлома украинского общества.  Сейчас общество как никогда разделено и социально отчуждено», — говорит политолог.

Кроме того, Руслан Бортник сетует:

«Формально мы независимая страна, а неформально находимся под очень серьезным внешним влиянием, из которого до сих пор не можем выбраться. Все потому, что политические элиты до сих пор не созрели, и в основной массе ориентируются на внешних игроков. Это тоже серьезный итог 30-летнего цикла».

Читайте также по теме