- Последние события на Балканах наглядно продемонстрировали, насколько хрупким может быть общественное спокойствие в условиях экономического и политического кризиса, а также полного отсутствия каких-либо перспектив для рядовых граждан. Практически всю минувшую неделю на территории от Сараево до Тузлы и Травника десятки тысяч человек, доведенных до отчаяния действиями федерального правительства Боснии и Герцеговины, методично воевали с правоохранителями, подрывали автомобили, громили магазины и даже несколько раз поджигали президентский дворец в столице страны. Именно таким образом митингующие попытались выразить свой протест против вопиющей безработицы (по самым скромным подсчетам, она превышает 40%), инфляции и коррупции. Ряд аналитиков уже проводит параллель между выступлениями в БиГ и украинским Евромайданом. Впрочем, эта параллель условна.
- Более четкое определение в этом контексте дала известная балканская журналистка Бранка Вуянович. Характеризуя обстановку в самом Сараево, а также крупнейших хорватских анклавах федеративного государства – Мостаре и Зенице – она назвала происходящее «горячей точкой Рубикона». И в подобной характеристике кроется вся парадоксальность положения. Как известно, Рубикон в его переносном значении является не точкой, а гранью или бесповоротным шагом, именуемым по названию реки, которую Юлий Цезарь перешел вопреки запретам Сената и начал междоусобную войну. Нынешние столкновения в Боснии и Герцеговине стали самым серьезным инцидентом с момента окончания одной из самых кровопролитных междоусобных войн региона (1992-1995 гг.). Кадры телевизионных репортажей словно возвращают постороннего зрителя к событиям тех лет: пылающие дома и машины, настоящая уличная канонада и истекающие кровью люди уж очень напоминают все то, что двадцать лет назад называли трагедией.
- В сущности, то, что вывело боснийцев на улицы, вполне можно назвать трагедией. Живущая на западные дотации страна еще в конце прошлого года объявила себя банкротом. Местная валюта – конвертируемая марка – только за последние пять лет обесценилась, ни много ни мало, в десять раз. Государство не в состоянии стабильно выплачивать пенсии, достойной работы не могут найти миллионы молодых людей. Все это усугубляется ужасающими масштабами коррупции – в отдельных регионах за ту или иную справку необходимо платить взятку, порой превышающую годовой доход семьи. «Мы доведены до отчаяния, — сказал корреспонденту ГолосUA один из манифестантов, бывший работник местного конезавода Реджеп Халилович. – Разве голодная смерть – это выход из создавшегося положения?».
- Вопрос оказался риторическим. И ответ на него сегодня не может дать ни Верховный представитель (исполняющий обязанности президента БиГ) Валентин Инцко, ни триумвират членов Президиума – структуры, состоящей из трех членов государствообразующих народов (сербского, мусульманского и хорватского) Небойша Радманович, Бакир Изетбегович и Желько Комшич. Кстати, практически все упомянутые «вершители судеб Боснии и Герцеговины» моментально абстрагировались от происходящего и не стали вести с демонстрантами переговоров. Своеобразную дипломатическую блокаду прервала разве что председатель Конституционного суда страны Валерия Галич. В тот момент, когда улицы столицы были охвачены огнем и кровопролитием, она призвала участников протеста «проявлять благоразумие и избегать всяческого насилия».
- Как бы там ни было, пресловутого насилия, в том же Сараево, как и в Киеве, избежать не удалось. Полицейский спецназ, явно превысив свои полномочия, в минувшие выходные провел зачистку центральных столичных улиц. В итоге пострадали не менее 300 человек. В камерах предварительного заключения оказались около сотни так называемых «активных демонстрантов». А вот далее события разворачивались поистине по украинскому сценарию. С требованием немедленного освобождения задержанных выступил ряд видных общественных деятелей. Именно условие гарантирования свободы «узникам совести» явилось главным критерием полного прекращения акции протеста. Правда, в отличие от украинских реалий, боснийским протестующим удалось добиться своего в относительно короткий срок. На момент написания этого материала в камерах предварительно заключения оставались всего шесть человек.
- Но главное даже не в этом. Итогом акций стала добровольная отставка чиновников. Свои полномочия сложили глава кантона Сараево Суад Желькович, а также его коллеги из кантонов Тузла и Зеница.
- Как сообщает балканская пресса, в настоящее время ситуация в стране нормализовалась. Тем не менее, говорить о том, что общественное спокойствие окончательно восстановилось, пока не приходится – слишком уж горячей точкой оказался «боснийский Рубикон».
Болгарские фермеры согласились на условия, предложенные правительством в связи с их протестами...