Олег Дмитренко
08:00 26/12/2015

Бюджет гарантированного обнищания

В ночь с 24 на 25 декабря, а точнее в 4 часа утра, Верховная Рада Украины, в очередной раз проигнорировав выполнение норм множества законов, в том числе и Бюджетного и Трудового кодексов, приняла Бюджет 2016.

В «едином порыве» за него проголосовало парламентское большинство, представляющее не правящую коалицию, а триумвират из «Солидарности», «Народного Фронта» и Радикальной партии вместе с примкнувшими к ним представителями разных депутатских групп.

 Последовательно выступавшие против принятия бюджета по схеме «яки тать в ночи», не стали отдавать свои голоса за документ, который появился в парламенте утром, 24 декабря, менее чем за сутки до голосования, «Батькивщина» и Оппозиционный блок. Единственной интригой процесса стала позиция «Самопомочи», которая отдала за бюджет всего лишь 1 голос.

Проголосовавшие за бюджет пошли ва-банк и ради сиюминутной выгоды решили сыграть на свое политическое будущее. Так как вместе с бюджетом были приняты ряд законов, которые позволяют его выполнить в том виде, в котором он внесен в Раду. И цена их выполнения станет непомерной для экономики и населения страны.

Бюджет принят на основании новой налоговой базы, которая серьезно ухудшает положение целого ряда отраслей экономики. В первую очередь пострадают аграрии, которым придется изыскивать дополнительные средства на посевную, так как часть НДС они уже не смогут использовать для пополнения оборотных средств. Затем пострадают единоналожники, которым подняли ставки налога и уменьшили размер годового оборота, при котором можно использовать упрощенную систему налогообложения. Следом за ними пострадают почти 95% наемных работников от общего их количества по отраслям экономики (около 15 млн. человек). Так как теперь подоходных налог повышается на 3% (с 15 до 18%). Если же кто возразит, что «ПДВО – снизился, так как была ставка и в 20%», то напомню, что по такой ставке облагались зарплаты размером свыше 10 минимальных (больше 13 780 грн) в месяц. Всего же, за счет роста налоговой нагрузки на доходы физических лиц правительство планирует привлечь дополнительно 3,2 млрд. грн. Также, с целью уменьшения социальных обязательств государства, снижен размер предельного дохода который применяется для предоставления налоговой социальной льготы работающим гражданам с 3 минимальных заработных плат (4134 грн) до 1,4 минимальной зарплыты (1930 грн.);

При этом, повышая налоги, правительство собралось резко увеличить объемы государственного и гарантированного государством долга. К концу будущего года общая сумма задолженности по внешним и внутренним займам должна вырасти почти до 2 триллионов гривен. Проще говоря, примерно до 50 000 тыс. грн. на каждого украинца. Но  это еще не все. Статья 16 закона про бюджет, дает Кабмину право (в случае необходимости, что можно трактовать как угодно) осуществлять выпуски облигаций внутреннего государственного займа сверх этого самого лимита госдолга. Как сказано в законе «с последующим приобретением в государственную собственность в обмен на эти облигации акций дополнительной эмиссии банков с соответствующей корректировкой предельного объема государственного долга». То есть правительство будет само устанавливать как объемы эмиссии, так и изменять размеры государственного долга. Что делает бюджет очередной филькиной грамотой.

Заключительными положениями закона о бюджете приостанавливается действие норм несколько десятков законов, гарантирующих льготы и социальные выплаты пенсионерам, инвалидам, военным, детям и… даже журналистам (в частности, нормы частей4 – 6 ст. 14 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов»).

Да, при распределении средств из госбюджета в пользу регионов оказалось, что затраты на Винницкую ОДА самые большие в стране – 169 млн грн, больше Киевской (165,2 млн) и самой большой области Украины – Одесской (158,8 млн). И, что самое удивительное, президент и его администрация обойдутся налогоплательщикам почти в 1,5 раза дороже, чем парламент. На Верховную Раду предусмотрено 941 млн грн, а на президента и АП – 1 390 млн грн. Вот и гадай после этого, по какой Конституции мы живем. Напомню, что по ныне действующей, так у нас вроде как парламентско-президентская республика. Но если судить по бюджету, так строго наоборот получается.

Читайте также по теме