Украинский премьер заявил о риске невозможности платить пенсии через 15 лет и констатировал тяжелую демографическую ситуацию. Решить проблему, по мнению главы Кабмина, должна накопительная пенсионная система. Подозрительно, что правительство, у которого нет даже утвержденной программы на год, думает о горизонте планирования в 15 лет. Скорее всего, во введении пенсионных накоплений заинтересованы частные финансовые организации, а правительство готово им подсобить.
Демографическая катастрофа
25 сентября, пребывая с рабочей поездкой во Львове, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль прочитал лекцию студентам национального университета «Львовская политехника». Лекция называлась символично – «Украина мечты». Глава правительства затронул проблему украинского будущего на 15 лет вперед и спрогнозировал, что трудоспособных людей будет мало, а пенсионеров – много.
«Соотношение будет 1 к 2. Что это означает. Придется налоги вдвое увеличивать, чтобы компании и вы могли содержать нас, пенсионеров, на том уровне, который есть сегодня, а если мы хотим больше, то нужно тогда еще налоги увеличивать. Конечно, компании и сегодня не хотят платить тех налогов и увеличивать тот уровень, который есть сегодня. Конечно, увеличение вдвое, а то и больше, невозможно. То есть мы не сможем платить пенсии будущим пенсионерам через лет 15. Это обычная математика, экономическая демография», – рассказал Шмыгаль аудитории.
Эксперты сходятся во мнении, что такое заявление в контексте пенсий несправедливо. Государство обязано платить пенсии.
«Заявление Шмыгаля говорит о том, что он не читал Конституцию Украины, где написано, что пенсии платятся не с ЕСВ, а со всех доходов государства, всех возможных. В этом и состоит смысл солидарной системы, когда все участвуют в содержании пожилого населения, детей и так далее», – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Действительно, статья 46 Конституции Украины говорит, что граждане имеют право на социальную защиту, в том числе в случае потери трудоспособности.
«Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения», – говорит Конституция Украины.
В этой же статье сказано, что минимальная пенсия должна быть не меньше, чем прожиточный минимум. Прожиточный минимум для тех, кто утратил работоспособность, составляет 1712 гривен ($ 60,5).
О нищенском уровне пенсий в Украине в правительстве знают. Еще в феврале текущего года там давали статистику, согласно которой пенсию ниже фактического прожиточного минимума, то есть около 4 тысяч гривен, получает 82,7 % украинских пенсионеров. Это при том, что сам этот фактический прожиточный минимум высчитан весьма условно. Такое положение дел в солидарной пенсионной системе в Минсоцполитики тогда объяснили теневой занятостью населения и теневыми выплатами зарплаты.
Но Денис Шмыгаль говорил о другом. Причиной будущих проблем пенсионной системы он назвал неблагоприятную демографическую ситуацию в Украине. Он подал это как естественное явление, вроде бы независящее от государственной политики.
«Как-то этой власти нужно молчать о старении населения и так далее, – говорит Всеволод Степанюк. – Потому что именно при этой власти усилилась миграция из Украины. Люди с одной стороны гибнут на фронте, с другой стороны они бегут с Украины. Количество экономических беженцев с Украины уже идет на миллионы. Это самые трудоспособные люди».
Согласно отчету ООН «Перспективы мирового народонаселения» за 2019 год, население Украины с учетом Крыма с 43,99 миллионов в 2019 году сократится до 40,88 миллионов к 2030 году, к 2040 – до 38 миллионов и к 2050 году – до 35,22 миллионов человек. То есть за 20 лет Украина недосчитается почти 20 % от своего нынешнего населения. Такое сокращение численности населения в ООН назвали «наиболее относительным».
«Это самый оптимистический прогноз, – говорит политолог Валентин Гайдай. – Даже до карантина на сезонных или постоянных заработках за рубежом были до 6-7 миллионов украинцев. Это будет только усугубляться. Во время пандемии это число сократилось, но рано или поздно пандемия пройдет, и наши заробитчане будут ездить еще больше, это количество будет расти, будут выезжать на ПМЖ. Наша социальная политика значительно хуже, чем была до майдана, потому что только примерно процентов 8-10 уходит на социалку. В основном 40 % мы отдаем на выплату долгов и силовые блоки, чиновницкий аппарат, мы спонсируем эти блоки, а на социалку остается максимум 10 %. В таких условиях у нас будет деградировать рождаемость».
Согласно данным Госстата, за первые 7 месяцев текущего года в Украине умерло 334 307 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 17 953 человека меньше. Но сократилась не только смертность, но и рождаемость. За указанный период 2020 года родилось 168 751 человек, что на 10 563 человека меньше, чем в 2019-м.
Последние годы в Украине наблюдается ежегодная потеря населения в результате превышения смертности над рождаемостью. Официальная статистика (Госстат) ярко демонстрирует, что в Украине из года в год растет шаг депопуляции и резко падает количество живых новорожденных на 100 умерших. Это хорошо показывает таблица ниже. И вряд ли нынешний кризисный год будет по своему завершению лучше.
«Пенсий де-факто не будет»
Но плохая демографическая ситуация – не единственная причина кризиса в пенсионной системе, а тем более низкого уровня пенсионного обеспечения, как и наоборот. За демографией следует отвечать на вопросы о доходах граждан, о качестве жизни, о доступности медицины, образования и так далее. Во всех этих составляющих положение далеко не оптимистичное. Но пока одним из предложений Дениса Шмыгаля по исправлению ситуации в пенсиях является введение накопительной пенсионной системы.
«Веду свой список преступлений против Украины за 30 лет, и один из них – это отсутствие накопительной пенсионной системы, – заявил глава правительства студентам. – Каждый из нас должен позаботиться о своей пенсии, наверное, уже с молодого возраста. На самом деле мы будем создавать накопительную пенсионную систему уже со следующего года».
В представлении Шмыгаля пенсионер должен получать как социальную пенсию, так и некие накопленные ранее средства.
Планы по накопительной пенсионной системе вынашивало еще прошлое правительство под руководством Алексея Гончарука. Но год назад посчитали, что Украина не готова к этому уровню пенсионного обеспечения. Эта неготовность наблюдается и сейчас.
«Накопительная система – это хорошая идея, только в украинских условиях неразвитости рынка, институциональной слабости и высокоуровневой коррупции негосударственные пенсионные фонды станут очередным МММ, когда деньги вкладчиков просто исчезнут в большинстве своем, а все это будет выглядеть так, что владельцы негосударственных пенсионных фондов за откат представителям власти будут просто переводить эти деньги в офшорные юрисдикции подальше от Украины. Как показал опыт так называемого банкопада 2014-16 годов, когда точно так же акционеры банка выводили деньги за рубеж, делясь ими с регулятором, представителями власти и так далее. Не смотря на то, что идея правильная и лозунги правильные, я не думаю, что эта идея будет реализована в Украине», – говорит политолог Денис Гаевский.
«Любой пенсионный фонд, любая финансовая структура, даже тот же банк работают по принципу финансовых пирамид. В финансовой пирамиде либо должно увеличиваться число участников, либо увеличиваться их доходы, чтобы каждый следующий период туда поступало денег как минимум не меньше, чем в предыдущий. У нас идет резкое падение населения за счет миграции и эмиграции с Украины. Плюс низкая рождаемость, рабочих мест нет, и они продолжают сокращаться. То есть ни одна финансовая система в Украине работать не будет», – утверждает Всеволод Степанюк.
Отчисления в накопительную пенсионную систему, судя по проектам, которые ранее были представлены чиновниками и народными депутатами, могут стать фактически новым налогом как для работодателя, так и работника. Сокращать единый социальный взнос тоже не хотят из-за кризисности Пенсионного фонда. А копить на пенсию в Украине – очень большой риск, ведь за десятилетия эти деньги могут существенно обесцениться из-за финансовых и экономических кризисов, а то и вовсе пропасть.
«Все попытки реформировать пенсионную систему направлены только на одно – изъятие из солидарного Пенсионного фонда денег и на направление их в частные финансовые структуры, – говорит Всеволод Степанюк. – Почему произошел банкопад. Там был и искусственный бюрократический момент, но, действительно, доходы банков падали и падают сейчас уже в условиях коронавирусного кризиса, а банкам нужны деньги. Где взять деньги? В кармане у граждан. Именно перераспределение средств из госбюджета в пользу частных фирм, частных банков и частных фондов – в этом и смысл намерений ввести здесь второй и третий уровни накопительной частной системы. Самое смешное, что нигде в мире она не работает. Во всех развитых странах основа пенсионной системы – это государственные пенсии и солидарная система».
А политолог Денис Гаевский считает, что сбалансировать пенсионную систему и повысить уровень пенсий можно уже сейчас: «Пенсионный фонд Украины глубоко дефицитен, суммы и дотации из госбюджета превышают 100 миллиардов гривен ежегодно, – говорит эксперт. – При том на самом деле есть немалые скрытые резервы в системе госфинансов Украины и в целом экономики, если говорить о таких направлениях, как деофшоризация, трансфертное ценообразование и так далее. Ежегодно только на экспорте железной руды, зерновых из Украины недоплачивается налогов на несколько миллиардов долларов. Эти офшорные дыры правящий класс не заинтересован закрывать, поэтому status quo будет достаточно долго сохраняться. В целом трудоспособному населению стоит готовиться к тому, что пенсий действительно не будет в обозримой перспективе от государства. Большой вклад в это был сделан еще в 2017 году, когда была принята пенсионная реформа имени Гройсмана, когда был поднят страховой стаж, это де-факто скрытое поднятие пенсионного возраста. Таким образом, демотивировали экономически активное население легально трудоустраиваться, работать и платить налоги, поскольку какой смысл платить налоги, если пенсий де-факто не будет».