Дорогой Леонид Ильич!

Ровно 49 лет назад, 14 октября 1964 года, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен со всех занимаемых должностей и отправлен на пенсию. На его место был назначен Леонид Ильич Брежнев, на то время секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР – человек, чье имя стало символом так называемой «эпохи застоя».
«14 октября с. г. состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС. Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу т. Хрущёва Н.С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарём ЦК КПСС т. Брежнева Л.И.». Это короткое сообщение ТАСС стало итогом подковерных войн и началом новой эпохи в истории Советского Союза. Эпохи, до сих пор вызывающей противоречивые чувства. Ведь с одной стороны, именно в это время СССР достиг пика своего могущества и влияния на мировой арене. Начались активные контакты с Западом, приведшие к разрядке и подписанию Хельсинкских соглашений. В самой стране начало бурно развиваться производство потребительских товаров, жилищное строительство. СССР стал безусловным лидером в космической гонке. Экономика страны наконец-то достигла уровня 1913 года – последнего экономически успешного предвоенного года в истории России. Вместе с тем продолжались репрессии против «инакомыслящих», существенно вырос уровень коррупции, а экономика постепенно стала работать «для галочки», когда борьба за план перевешивала здравый смысл. Низкое качество большинства потребительских товаров стало никого уже не удивляло, как и пьянство, и воровство на работе. Такая же ситуация наблюдалась и во внешней политике – призывы к миру не помешали СССР подавить танками «Пражскую весну» и вторгнуться в Афганистан.
Именно такие метания во внешней и внутренней политике стали характерной чертой «эпохи застоя». Считается, что по это причине Леонид Ильич так и не стал в разряд великих политиков ХХ века, наряду с Лениным, Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом. «Брежнев не имел перед собой Великой цели, вот почему изначально он не мог сделаться великим политиком. Брежнев отбросил хрущевские истерические метания, что грозили гибелью Советской державе. Он пытался продолжить лучшее, что осталось от его предшественников: державная мощь, космос, прославление страны во всем — от высших научных достижений до спорта. Но он именно «продолжал», а не создавал новых идей и не искал новых сил. То есть был истинным эпигоном.
А они великими не становятся», — считает автор книги «Леонид Брежнев», историк Сергей Семанов. Однако, несмотря на такую оценку историков, людская память «работает» по-другому. И как доказательство – опрос, проведенный среди россиян Левада-центром в апреле 2013 года. Большинство опрошенных назвали Леонида Брежнева лучшим правителем России ХХ века. По популярности Леонид Ильич обогнал даже таких легендарных исторических персонажей, как Владимир Ленин, Иосиф Сталин и Николай ІІ. Почему человек, который в последние десять лет жизни не мог внятно выговорить половину слов и чья страсть к различного рода наградам и подаркам высмеивалась еще при жизни, стал столь популярным?
Пожалуй, наилучший ответ дает тот же Сергей Семанов: «Его «царствие» для простого российско-советского труженика, то есть для громадного большинства народа, было самым благоприятным временем во всем многострадальном XX столетии. Ни войн, ни революций. Ни голода, ни потрясений. Жизнь медленно, с перебоями, но улучшалась. Советский рубль и вклады в сберкассы были незыблемы. Жилье получали по большей части бесплатно, юноши и девушки из самых простых семей могли без блата поступить в МГУ или ЛГУ, и взяток доцентам не платили. Как и за лечение в больницах. Служба в армии почиталась однозначно высоко. Граждане Советского Союза зажили спокойно и уверенно. Да, было скучновато, по вялости правителей, и самого Генсека в частности и в особенности, порой трудновато было приобрести самые расхожие товары, от холодильников до несчастного пива. Это так, но тогда же возник популярный анекдот: у нас прилавки пусты, зато кухни полны… Верно, так оно и было. Сейчас же, когда витрины ломятся от всякой всячины, на многих-многих кухнях… так сказать, теперь тот веселый анекдот вспоминается с тоской».
Впрочем, причиной такой популярности Брежнева может быть и другой факт: несмотря на фантастические по нынешним меркам полномочия и возможности, семья Брежнева так и не заимела ни поместий, ни многомиллионных счетов, как в СССР, так и за границей. А это говорит о том, что, в отличие от современных властителей постсоветских стран, для Леонида Ильича Брежнева на первом месте был не личный карман, а интересы страны. Что, согласитесь, уже само по себе достойно уважения.

Читайте также по теме