Нам говорят об безальтернативности и исторической обусловленности курса на евроинтеграцию и создание ЗСТ с Евросоюзом и оперируют при этом такими абстрактными понятиями, как «шанс на модернизацию страны», «более высокая технологическая база», «европейское качество жизни» и т. д. Но детальных расчетов о пользе для Украины этого шага евроинтеграторами до сих пор не сделано.
- Мнение тех, кто считает, что страна выиграет от сближения с Таможенным Союзом, — игнорируется. Более того, начат поиск внутренних врагов, почти как в США во времена сенатора Джозефа Маккарти. К «врагам» могут отнести представителей промышленных отраслей и простых авиа- и кораблестроителей, работников оборонной промышленности, машиностроителей и энергетиков, которые видят пагубность открытия внутреннего рынка для европейских товаров и проблемы, которые украинская экономика получит от охлаждения отношений с Россией, Белоруссией и Казахстаном, в т.ч. в связи с вытеснением оттуда продукции, произведенной в Украине
- Но, оказывается, есть одна «правда» — для широких масс и другая — для украинской элиты.
- Нам в руки попала докладная записка Министерства экономического развития и торговли «Анализ перспектив развития кооперационных связей между предприятиями Украины и странами ТС, с учетом заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС». Анализ подготовлен несколькими министерствами по поручению Николая Азарова.
- Этот документ однозначно говорит о том, что правительство знает правду о том, что в случае подписания в ноябре соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС базовые отрасли Украины ожидает крах, а наиболее высокотехнологичные из них обречены на вымирание.
- Докладная записка МЭРТ говорит о том, что в случае подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и адаптации украинского законодательства к европейскому негативные последствия ожидают газотранспортную систему. Уже сейчас прокачка газа через территорию Украины сократилась до 84 млрд. куб. м. Как только она уменьшится до 60 млрд. куб. м., ГТС станет нерентабельной. Чиновники не скрывают, что две ветки ГТС придется законсервировать, а расходы на их содержание лягут дополнительным грузом на бюджет страны, т. е. на налогоплательщиков.
- В сфере оборонно-промышленного комплекса со стороны России продолжится политика импортозамещения. Сейчас экспорт товаров оборонного назначения в РФ составляет около 20% от общего объема произведенных товаров. И он будет сокращаться.
- Относительно сотрудничества в секторе железнодорожных перевозок. Создание ТС позволило упростить режим транспортировки грузов железнодорожным транспортом по территории России, Белоруссии и Казахстана. Как следствие, это негативно влияет на транзит через территорию Украины товаров, которые следуют из Казахстана и России в страны Европы. Теперь эти грузы идут преимущественно через Белоруссию. По оценкам экспертов, подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС будет иметь негативное влияние на развитие кооперации со странами ТС в области ж/д перевозок.
- По пищевой продукции. Думаю, и так все ясно. Сыр. Конфеты. Сахар. Кондитерские изделия. Скоро к ним могут прибавиться и другие товары.
- Авиастроение и аэрокосмическая промышленность. Думаю, излишне напоминать о том, что эти отрасли создавались в тесной кооперации с предприятиями других бывших союзных республик. Рынок для украинских самолетов — это прежде всего рынок России, Белоруссии и Казахстана, а зависимость наших предприятий от предприятий-партнеров в этих республиках — критическая. Авиастроители уже высказали правительству свою озабоченность. По их мнению, отказ стран ТС от развития кооперации с Украиной может привести к исчезновению авиастроения в Украине. Недавно Франция заявила о том, что будет препятствовать выходу на мировой рынок самолета Ан-70, признав, что он лучше их A 400. Вы что, серьезно думаете, что наши технологии кому-то нужны в Европе?
- Еще в июле на переговорах Николая Азарова с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым наши российские партнеры дали понять, что подписание соглашения о ЗСТ в Вильнюсе разбалансирует торговые отношения между нашими странами и не будет стыковаться с фитосанитарными нормами, техническими регламентами и т. д.
- После подписания соглашения о ЗСТ с ЕС снизится объем экспорта в Украину товаров из стран ТС за счет ликвидации нетарифных ограничений, а импорт украинских товаров в ТС будет усиливать конкуренцию. Существует опасность недобросовестной конкуренции со стороны Украины на территории ТС из-за того, что европейские товары будут переупаковываться или недостаточно обрабатываться для реэкспорта в ТС согласно соглашению о ЗСТ со странами СНГ, которые имеет Украина.
- Это такие товары как: автомобили, холодильники, телевизоры, шины и сельскохозяйственная техника, строительные материалы, молочная и мясная продукция, товары основной продовольственной группы, лекарства.
- Кроме того, подписание Украиной 2-го и 3-го энергопакетов ЕС блокирует возможность создания консорциума вместе с Россией и не позволит провести модернизацию украинской части ГТС.
- В общем, изучив перспективы подписания соглашения о ЗСТ с ЕС, представители нескольких министерств пришли к выводу, что улучшится положение только финансового сектора за счет более прозрачной работы банков. А скорее, речь идет о новых кредитах для иностранных финансовых учреждений в Украине и о возможности новых кредитов от МВФ, которые пойдут на погашение старых и т. о. на несколько лет отложат окончательный крах экономики Украины.
- Приведу таблицу возможных негативных для экономики Украины последствий в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Акцентируем внимание, что она составлена не г-ном Глазьевым и другими российскими экспертами, а Минэкономразвития Украины — ведомством г-на Прасолова.
- Можливі негативні наслідки (реакція у відповідь з боку Російської Федерації) в разі підписання Україною Угоди про асоціацію з ЄС
Можливі дії Російської сторони |
Економічні втрати України |
Відмова від реалізації спільних секторальних проектів, зокрема: |
|
у паливно-енергетичній сфері: — модернізація та реконструкція газопроводу «Союз» |
2,2 млрд.дол.США* |
— модернізація та реконструкція газопроводу «Уренгой-Помари-Ужгород» |
1,3 млрд.дол.США* |
— модернізація та реконструкція газопроводу «Прогрес» |
870 млн.дол.США* |
— модернізація та реконструкція газопроводу «Єлец-Кременчук-Кривий Ріг-Ізмаїл» |
1,45 млрд.дол.США* |
— будівництво (завершення будівництва, розширення, реконструкція) Канівської ГЕС, Каховської ГЕС, Дністровської ГАЕС, Ташлицької ГАЕС |
3,3 млрд.дол.США* |
у сфері атомної енергетики: — будівництво в Україні заводу для виробництва ядерного палива |
300 млн.дол.США* |
— будівництво підприємства на базі Новокостянтинівського родовища уранових руд |
1,2 млрд.дол.США* |
у авіабудуванні: — спільне виробництво літаків Ан-70, Ан-124, Ан-148 |
Без Росії виробництво цих літаків неможливе, це призведе до знищення авіабудівної галузі України |
у галузі космічної промисловості: — реалізація Програми українсько-російського співробітництва в галузі дослідництва |
- Ключовими кроками в економіці можуть стати: відмова від реалізації спільних програм та проектів; відмова від спільного фінансування проектів; відмова від кредитування; відмова від кооперації.
- А вот положительные моменты от вступления в Таможенный Союз Белоруссии, Казахстана и России.
- Орієнтовний розрахунок наслідків для економіки України від можливого її вступу до Митного союзу Республіки Білорусь, Республіки Казахстан та Російської Федерації
Фактори |
Вплив на випуск по економіці, % |
|
1. |
Зниження ціни на природний газ до 165 дол. США/тис. м3-на 60,3% |
+ 1,801 |
2. |
Скасування експортних мит на нафту (зниження вартості нафти на 30%) |
+ 0,202 |
3. |
Скасування експортних мит на нафтопродукти (зниження вартості нафтопродуктів на 19,8%) |
+ 0,447 |
4. |
Зняття торговельних бар'єрів між Україною та РФ (збільшення обсягів експорту товарів па 670 млн. дол. США) |
+ 0,264 |
5. |
Компенсація Україні за можливі санкції з боку країн — членів COT у розмірі 1,9-2,3 млрд. дол. США |
Визначення кількісного виливу неможливо у зв'язку з відсутністю середньоарифметичних ставок увізного мита країн членів МС, України, третіх країн світу |
6. |
Забезпечення потенційної загрузки ГТС України |
« + 0,1 |
7. |
Реалізації пріоритетних інфраструктурних та промислових проектів (щороку у розмірі 54,4 млрд. |
+ 2,345 |
ВСЬОГО |
+ 5,2 |
- Осталось только дословно процитировать выводы министерств экономического блока Кабмина:
- “За результатами орієнтовних розрахунків наслідку для економіки України від можливого її вступу до МС можна зробити висновок, що інтеграційні процеси призведуть до позитивного ефекту. Що стосується довгострокового ефекту, то для цього необхідно провести додаткові розрахунки. Але вже на даний час прогнозні оцінки показують, що не лише у короткостроковій, а й у середньостроковій перспективі зросте ефект енергетичної, продовольчої та екологічної безпеки, а у деяких сферах та видах економічної діяльності позитивний ефект можна буде отримати і в довгостроковій перспективі. За рахунок створення загального інноваційного простору Україна отримає позитивний інноваційно-технологічний ефект, що дасть можливість підвищити конкурентоспроможність вітчизняної продукції”.