В Киеве опять отложили тотальное введение электронного билета. Безналичный расчет на всем транспорте столицы, включая маршрутки, появится лишь 2023 году, обещают чиновники. В то же время эксперты говорят, что без политической воли дело будет буксовать, а сроки постоянно переноситься…
История внедрения е-билета в столице не новая и развивается она со скрежетом. Изначально планировалось, что е-билет полностью введут осенью 2019 года. Потом запуск перенесли на зиму 2020 года. Затем сроки сместились на лето 2021 года… Теперь говорят о 2023 годе. Таким образом в маршрутках за проезд по-прежнему будут принимать только наличку.
Напомним, автоматизированная система учета оплаты проезда (АСОП), частью которой является е-билет, внедряется в столичном метро и наземном коммунальном транспорте с 2018 года. Однако, несмотря на то, что система прошла тестирование, о ее промышленной эксплуатации речи пока не идет.
«Е-билет в коммунальном транспорте есть, но система полноценно не работает, случаются сбои. Е-билет также не работает полностью, если оценивать его готовность по документам. Задержка, скорее, связана с опасениями городской власти нести ответственность за ошибки в работе системы. Поэтому в таком режиме частичного функционирования (исследовательская эксплуатация – прим. Ред.) е-билет пока продолжит существовать», — считает эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов.
А ошибок, тормозящих внедрения, е-билета, хватает. Наряду с проблемой выдачи е-билетов школьникам и установки валидаторов в маршрутках, отсрочка объясняют тем, что нет согласованности с Министерством социальной политики по компенсации льготного проезда иногородним пассажирам.
«На решение этого вопроса Министерству понадобится еще полтора года», – говорится в сообщении КГГА.
Это означает, что до конца 2022 года иногородние пассажиры льготной категории будут иметь право бесплатного проезда по Киеву, используя простые удостоверения. Их, к слову, до сих пор используют и часть киевлян-льготников, а также учащихся. Сегодня количество столичных льготников, без школьников, составляет более 775 тыс. человек. И это огромная цифра.
После полноценного внедрения АСОП ожидается, что учет всех категорий пассажиров будет вестись автоматически. А значит, можно будет четко определить не только доход от перевозки, но и размер компенсации за перевозку льготников, которую нужно выплачивать КП «Киевский метрополитен» и КП «Киевпасстранс» из городского бюджета. А пока нет такого учета, компенсации перевозчикам могут иметь необоснованный характер. И эта ситуация выгодна для некоторых.
Эксперты также указывают и на другую закулисную сторону процесса. Как говорилось выше, е-билет в маршрутках обещают внедрить в 2023 году. До этого времени все попытки это сделать ни к чему не приводили. Сами маршрутки – белое пятно на рынке перевозок, так как там «живая» касса и отсутствие какого-либо учета билетов. За счет этого формируется огромная теневая выручка. В целом в Киеве насчитывалось около 1 500 единиц транспорта частных перевозчиков (автобусы типа «Богдан», «Эталон», «Атаман» и т. д.). Эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов считает, что полное введение е-билетов, включая маршрутки, зависит от политической воли.
«Власти должны проявить моральное желание навести порядок на рынке общественного транспорта. Здесь в тени крутится около двух миллиардов гривен, которые собраны за счет злоупотреблений при оплате проезда наличкой. E-билет нанесет удар по этому теневому рынку и устранит его. Не стоит сильно удивляться, если в будущем запуск перенесут на более поздний период», – говорит эксперт.
Он также предполагает, что внедрение е-билета тормозят расходы, связанные с автоматизацией учета проезда.
«Есть стоимость установки аппаратов. Нужно отказаться от бумажных билетов. Кроме того, необходимо создать все условия, чтобы эта система была рабочей», – рассказал В.Коновалов.
Сам е-билет создает прозрачность и предпосылки для снижения стоимости билета, но другой вопрос — заинтересованы ли в этом сегодня чиновники.
«Е-билет дает много для транспортного планирования, собирая данные о протяженности поездок. Когда люди валидируют свои билеты, у транспортных специалистов появляется большой массив информации. Е-билет позволяет делать гибкие тарифные модели. Сейчас мы платим за разовую поездку фиксированную цену независимо от протяженности поездки, а в Европе есть тарифные зоны. В Сеуле, например, люди платят за количества проехавших станций, а не за всю протяженность маршрута. Я считаю, электронный билет позволит внедрить более справедливую тарифную политику», – считает Д.Беспалов.
Отметим, что Киев отменил бумажные проездные билеты в общественном коммунальном транспорте.
«С 14 июля окончательного выйдут из обращения талоны на проезд, которые можно было приобрести у кондукторов. Все поездки в муниципальном транспорте теперь цифровизованы в электронные билеты», — отметили в КГГА.
Там, подчеркнули: чтобы воспользоваться общественным транспортом, можно приобрести транспортную карту или купить QR-билет.