Гривна в состоянии стабильной нестабильности

Национальный банк Украины еще не знал сталь безответственного и много треплющегося по поводу и без повода руководителя, как Валерия Гонтарева.

Чего только за неполный год своего руководства Нацбанком не говорила. Тут и перлы относительно того, что ей жалко тех, кто покупал доллар по 11 грн. И совершенно идиотское заявление в январе текущего года с трибуны Верховной Рады о том, что валюту покупать не нужно. «Каждый, кто хочет купить валюту, создает панику. Если вы едете за границу, вы можете использовать вашу платежную карточку и платить за все, что хочется», — ляпнула Гонтарева. Эта фраза стала логичным продолжением того бреда, который она несла в парламенте 12 августа 2014 года. Тогда она заявила, что гибкий валютный курс не означает free fаll или свободного падения [национальной валюты – прим. авт.] и добавила: «Всем понятно, что никаких экономических факторов для курса 13 или 13,50 не существуют. Это только панические настроения».

Всю глубину негативных последствий для экономики вышеприведенных и других, столь ж лживых, заявлений главы НБУ все украинцы ощутили на себе, когда в начале февраля текущего года Нацбанк отказался от регулирования курса и за пару недель он обвалился почти на 200%. Только возврат к жесткой регуляторной позволил удержать гривну от десятикратной девальвации и вернуть курс с 35-40 до 21-25 грн за 1 доллар США. Но возможности «ручного регулирования» не бесконечны.

Вторая декада мая ознаменовалась уникальным событием: во вторник, 19 мая Верховная Рада Украины приняла законопроект «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом» №2898 от 19.05.2015, поданный Правительством А.Яценюка. Это было сделано с нарушением всех регламентных процедур. Законопроект не прошел ни профильный Комитет, ни связанные Комитеты, на него нет заключения Главного научно-экспертного Управления Верховной Рады. Он принимался с голоса в тот же день, как только был подан. Народные депутаты не имели возможности ознакомиться и проанализировать его положения. В любой цивилизованной стране подобная практика была бы признана недопустимой, но у нас она является неотъемлемой частью стиля работы парламентской коалиции.

Данный закон наделил правительство дополнительными полномочиями в области невозврата долгов кредиторам. Это было сделано в разгар работы Миссии МВФ в Украине, которая должна принять решение о том, предоставлять или не предоставлять очередной транш кредита.

Если долги не возвращать, то это будет означать вхождение в ситуацию суверенного технического дефолта страны. В таких условиях ни о какой стабильности гривны говорить не приходится. Однако, спустя два дня после принятия данного закона, в пятницу, 22 мая, в ходе саммита «Восточное партнерство» в Риге глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева заявила о том, что в ближайшее время украинская валюта будет стабильной. «Вы видите, ситуация стабильна, вы видите прогнозные расчеты, которые есть в нашей программе помощи от МВФ. Я думаю, что мы будем находиться в этих параметрах и ситуация будет стабильная», — сказала Гонтарева. Исходя из ее слов можно сделать как минимум два прямо противоположных вывода:

  1. руководитель НБУ нагло врет европейцам и украинцам, зная о перспективах объявления дефолта
  2. она имеет информацию о том, что дефолт не будет объявлен Кабмином и, тем самым, косвенно подтверждает, что принятие данного документа – блеф, необходимый разве что для шантажа клуба кредиторов Украины с которыми главе Минфина никак не удается  договориться.

Третий возможный вариант еще печальнее: Гонтарева понятия не имеет о чем говорит.

Примечательно, что в этот же день, 22 мая, парламент в первом чтении принимает законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно развития институциональной способности Национального банка Украины» №2743 от 27.04.2015. Этим актом значительно сужаются границы ответственности НБУ по определению и прогнозирования макроэкономических показателей, на которые непосредственно влияет политика Нацбанка, в первую очередь – среднегодовой курс гривны. Если его примут в целом, то НБУ вообще перестанет заниматься прогнозами и, как следствие, любые заявления его главы станут лишь частным мнением, ни основанным ни на каких расчетах или планах Нацбанка. Принять закон нардепы могут уже через неделю. После чего курс гривну будут определять исключительно спекулянты и «ручной режим» регулирования от НБУ.

Стабилизации экономики Украины может начаться только после того, как ответственные за стремительные обвалы гривны и двузначный рост инфляции будут сидеть не в креслах чиновников, а на скамье подсудимых. Без этого страна обречена на дальнейшее падение ВВП по откровенное вранье о «стабильности» и «скором выходе из кризиса».

Читайте также по теме