И.о министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун отмучилась — медицинская реформа по версии Кабмина была принята парламентом. Услуги акушера и патологоанатома в Украине будут бесплатными. Вопрос «сколько мы будем платить между встречами с этими специалистами?» – заслуживает более пристального рассмотрения.
Закон, гордо именуемый медицинской реформой, получился на удивление кратким и малоинформативным. Да и название «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» говорит больше не о здоровье, а о деньгах.
Эволюция реформы
Всего было минимум четыре редакции – одна первоначальная «министерская», о которой мы подробно писали весной, и три варианта документа, засветившихся на сайте парламента.
Отличия в версиях были существенные, и нужно признать, что в первоначальных вариантах нормы были прописаны более жесткие. В них прямо без экивоков прописывалось только ограниченное участие государства в оплате медицинских услуг – вводился «тариф совместной оплаты». Потом все это исчезло, плюс дописали бесплатные акушерские услуги.
В финальной версии «испарилось» всякое упоминание государства как страховщика – любые конструкции страховой медицины были изъяты.
Рассмотрим основные положения принятого закона.
Что будут лечить
Главный вопрос, вокруг которого больше всего спекуляций: за что платит государство?
За счет государственного бюджета будет финансироваться «Программа государственных гарантий медицинского обслуживания», включающая перечень и объем медуслуг, медицинских изделий, лекарств для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Рассмотрим перечень государственных расходов, где государство гарантирует полную оплату за счет госбюджета:
— экстренная медицинская помощь;
— первичная медицинская помощь;
— вторичная (специализированная) медицинская помощь;
— третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь;
— медицинская реабилитация;
— медицинская помощь детям до 16 лет;
— беременность и роды.
Кроме того, отдельными программами за счет госбюджета предусмотрено финансирование:
— общественных программ общественного здоровья;
— борьба с эпидемиями;
— медико-социальная экспертиза;
— судмедэкспертиза;
— судебно-психиатрическая экспертиза.
Как видим, государство обещает лечить практически все. Вопрос за малым — за деньгами. Их закон обещает выделять через госбюджет в размере не менее 5% ВВП Украины.
Сколько платит государство
В 2016 году ВВП Украины составил порядка 80 млрд долларов. 5% запланированных на медицину — это около 4 млрд долларов или 104 млрд грн. Таких расходов на здравоохранение государственный бюджет Украины не нес никогда.
Деньги за медицинские услуги в Украине платит не только государство. В Украине уже сложился рынок частных медицинских услуг. Эти затраты следует также добавить к государственным тратам и выразить через ВВП.
Например, с 2011-го по 2014 годы картина была следующей:
Расходы на здравоохранение в разных странах в 2014 году
Новая кормушка для чиновников
Основным игроком со стороны государства при новой системе станет специальный уполномоченный орган, который в предыдущих редакциях законопроекта назывался «Национальной службой здоровья». К слову, в презентованном правительством проекте бюджета на 2018 год это название осталось.
Именно эта структура будет определять перечень и объем медицинских услуг, которые оплатит государство. Каждый год финансирование этого перечня будет прописываться отдельно в госбюджете.
Кто кому заказчик
Претендовать на государственные деньги будут медицинские предприятия всех форм собственности – частной и государственной. Более того, конкуренция будет идти и непосредственно между государственными клиниками.
Кто получит финансирование, будет решать все тот же созданный уполномоченный орган.
Отношения между государством в лице уполномоченного органа и медицинскими учреждениями будут оформляться договорами.
Контролировать деятельность этого органа будет Совет общественного контроля.
А что же пациент?
Если сейчас украинцы с переменным успехом кочуют по больницам, клиникам, диагностическим центрам, перебирая врачами, то теперь схема будет более жесткой.
Пациенту оставят право выбора врача, который оказывает первичную медицинскую помощь. При этом закон почему-то не вспоминает о «семейных» врачах, о которых нам с энтузиазмом до этого рассказывали.
Не называется этот врач и «участковым». Странно для документа, претендующего на «медицинскую реформу».
Когда у пациента возникнут проблемы со здоровьем, именно выбранный им ранее врач будет принимать решение о дальнейшей диагностике и направлении пациента для дальнейших процедур и лечения уровнем выше — к узкоспециализированным докторам (вторичная помощь). Именно этот пункт вызвал множество дискуссий – наш человек привык к свободному доступу к любому специалисту. Во многих «цивилизованных» странах, как Канада, например, добраться до врача как такового, та еще задача.
Сколько получат врачи
Медицинские работники, наряду с педагогами, являются основной частью многочисленных бюджетников в Украине. При этом, если учителям систематически зарплату повышают (памятуя об их роли в работе избиркомов), то о врачах традиционно забывают.
Принятый закон дает некоторую надежду в этом отношении. Сформулировано несколько витиевато, как всегда в подобных случаях – при расчете тарифов и корректирующих коэффициентов базой для определения компонента оплаты труда медицинских работников (а значит и медсестер) является величина, которая не меньше 250% средней (не минимальной!) заработной платы в Украине за июль предыдущего года.
Многие уже начали считать. Например, в этом июле средняя зарплата в Украине, согласно Госкомстату, составила 6738 грн. При элементарном подсчете получается 16 845 грн.
Но в том-то и дело, что это «база», а будут и «корректирующие коэффициенты». Поэтому медицинским работникам радоваться преждевременно. На руки они получат гораздо меньшие сумы.
Интересно, что закон четко определяет запрет государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения требовать от пациентов вознаграждение в какой-либо форме за медицинские услуги и лекарственные средства, предоставляемые по медицинским гарантиям. Иначе договор между государством и клиникой будет расторгнут.
Замечания к реформе от главного юридического управления парламента по объему практически равны самому закону. Но никто на них традиционно при голосовании не обратил внимания.
За кулисами осталось и ожесточенное противостояние профильного парламентского комитета и самого Министерства здравоохранения.
Никто не берется спрогнозировать последствия реализации принятого закона, особенно на региональном уровне.
Фактически все правила и механизмы реформы будут прописываться непосредственно в Министерстве здравоохранения на уровне подзаконных актов. Учитывая, что парламентский комитет и Минздрав так и не достигли общего знаменателя и не имеют общего взгляда на реформирование отрасли, ждать выдающихся успехов нам не стоит.
Владимир Гройсман получил очередную галочку перед встречей с МВФ, и вопрос борьбы с коррупцией в государстве можно спокойно отложить до лучших времен.
Берегите здоровье!