Юрий Шпак
06:00 24/10/2017

Медицинская реформа: здоровье или кошелек?

И.о министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун отмучилась — медицинская реформа по версии Кабмина была принята парламентом. Услуги акушера и патологоанатома в Украине будут бесплатными. Вопрос «сколько мы будем платить между встречами с этими специалистами?» – заслуживает более пристального рассмотрения.

Закон, гордо именуемый медицинской реформой, получился на удивление кратким и малоинформативным. Да и название «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» говорит больше не о здоровье, а о деньгах.

Эволюция реформы

Всего было минимум четыре редакции – одна первоначальная «министерская», о которой мы подробно писали весной, и три варианта документа, засветившихся на сайте парламента.

Отличия в версиях были существенные, и нужно признать, что в первоначальных вариантах нормы были прописаны более жесткие. В них прямо без экивоков прописывалось только ограниченное участие государства в оплате медицинских услуг – вводился «тариф совместной оплаты». Потом все это исчезло, плюс дописали бесплатные акушерские услуги.

В финальной версии «испарилось» всякое упоминание государства как страховщика – любые конструкции страховой медицины были изъяты.

Рассмотрим основные положения принятого закона.

Что будут лечить

Главный вопрос, вокруг которого больше всего спекуляций: за что платит государство?

За счет государственного бюджета будет финансироваться «Программа государственных гарантий медицинского обслуживания», включающая перечень и объем медуслуг, медицинских изделий, лекарств для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Рассмотрим перечень государственных расходов, где государство гарантирует полную оплату за счет госбюджета:

— экстренная медицинская помощь;

— первичная медицинская помощь;

— вторичная (специализированная) медицинская помощь;

— третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь;

— паллиативная медицинская помощь;

— медицинская реабилитация;

— медицинская помощь детям до 16 лет;

— беременность и роды.

Кроме того, отдельными программами за счет госбюджета предусмотрено финансирование:

— общественных программ общественного здоровья;

— борьба с эпидемиями;

— медико-социальная экспертиза;

— судмедэкспертиза;

— судебно-психиатрическая экспертиза.

Как видим, государство обещает лечить практически все. Вопрос за малым — за деньгами. Их закон обещает выделять через госбюджет в размере не менее 5% ВВП Украины.

Сколько платит государство

В 2016 году ВВП Украины составил порядка 80 млрд долларов. 5% запланированных на медицину — это около 4 млрд долларов или 104 млрд грн. Таких расходов на здравоохранение государственный бюджет Украины не нес никогда.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/24/553nM60QrqMXjXYO/image/1.jpg" />

Деньги за медицинские услуги в Украине платит не только государство. В Украине уже сложился рынок частных медицинских услуг. Эти затраты следует также добавить к государственным тратам и выразить через ВВП.

Например, с 2011-го по 2014 годы картина была следующей:

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/24/553nM60QrqMXjXYO/image/2.jpg" />

Расходы на здравоохранение в разных странах в 2014 году

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-10/24/553nM60QrqMXjXYO/image/3.jpg" />

Новая кормушка для чиновников

Основным игроком со стороны государства при новой системе станет специальный уполномоченный орган, который в предыдущих редакциях законопроекта назывался «Национальной службой здоровья». К слову, в презентованном правительством проекте бюджета на 2018 год это название осталось.

Именно эта структура будет определять перечень и объем медицинских услуг, которые оплатит государство. Каждый год финансирование этого перечня будет прописываться отдельно в госбюджете.

Кто кому заказчик

Претендовать на государственные деньги будут медицинские предприятия всех форм собственности – частной и государственной. Более того, конкуренция будет идти и непосредственно между государственными клиниками.

Кто получит финансирование, будет решать все тот же созданный уполномоченный орган.

Отношения между государством в лице уполномоченного органа и медицинскими учреждениями будут оформляться договорами.

Контролировать деятельность этого органа будет Совет общественного контроля.

А что же пациент?

Если сейчас украинцы с переменным успехом кочуют по больницам, клиникам, диагностическим центрам, перебирая врачами, то теперь схема будет более жесткой.

Пациенту оставят право выбора врача, который оказывает первичную медицинскую помощь. При этом закон почему-то не вспоминает о «семейных» врачах, о которых нам с энтузиазмом до этого рассказывали.

Не называется этот врач и «участковым». Странно для документа, претендующего на «медицинскую реформу».

Когда у пациента возникнут проблемы со здоровьем, именно выбранный им ранее врач будет принимать решение о дальнейшей диагностике и направлении пациента для дальнейших процедур и лечения уровнем выше — к узкоспециализированным докторам (вторичная помощь). Именно этот пункт вызвал множество дискуссий – наш человек привык к свободному доступу к любому специалисту. Во многих «цивилизованных» странах, как Канада, например, добраться до врача как такового, та еще задача.

Сколько получат врачи

Медицинские работники, наряду с педагогами, являются основной частью многочисленных бюджетников в Украине. При этом, если учителям систематически зарплату повышают (памятуя об их роли в работе избиркомов), то о врачах традиционно забывают.

Принятый закон дает некоторую надежду в этом отношении. Сформулировано несколько витиевато, как всегда в подобных случаях – при расчете тарифов и корректирующих коэффициентов базой для определения компонента оплаты труда медицинских работников (а значит и медсестер) является величина, которая не меньше 250% средней (не минимальной!) заработной платы в Украине за июль предыдущего года.

Многие уже  начали считать. Например, в этом июле средняя зарплата в Украине, согласно Госкомстату, составила 6738 грн. При элементарном подсчете получается 16 845 грн.

Но в том-то и дело, что это «база», а будут и «корректирующие коэффициенты». Поэтому медицинским работникам радоваться преждевременно. На руки они получат гораздо меньшие сумы.

Интересно, что закон четко определяет запрет государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения требовать от пациентов вознаграждение в какой-либо форме за медицинские услуги и лекарственные средства, предоставляемые по медицинским гарантиям. Иначе договор между государством и клиникой будет расторгнут.

Замечания к реформе от  главного юридического управления парламента по объему практически равны самому закону. Но никто на них традиционно при голосовании не обратил внимания.

За кулисами осталось и ожесточенное противостояние профильного парламентского комитета и самого Министерства здравоохранения.

Никто не берется спрогнозировать последствия реализации принятого закона, особенно на региональном уровне.

Фактически все правила и механизмы реформы будут прописываться непосредственно в Министерстве здравоохранения на уровне подзаконных актов. Учитывая, что парламентский комитет и Минздрав так и не достигли общего знаменателя и не имеют общего взгляда на реформирование отрасли, ждать выдающихся успехов нам не стоит.

Владимир Гройсман получил очередную галочку перед встречей с МВФ, и вопрос борьбы с коррупцией в государстве можно спокойно отложить до лучших времен.

Берегите здоровье!      

Читайте также по теме