Налоговая реформа в Украине начнет действовать с 2021 года, заявил Президент Украины Владимир Зеленский. Каких новаций следует ожидать бизнесу, какие налоги в стране необходимо увеличить, а какие уменьшить или вообще отменить?
Решение вопроса от Минэкономики
Недавно министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов предложил к обсуждению ряд решений для налоговой реформы.
По его словам, налоги должны стимулировать создание рабочих мест и повышение зарплат. Для этого, говорит Милованов, необходимо снизить налоги на труд и увеличить налоги на активы.
Министр привел свое видение налоговой реформы:
Отменить ЕСВ (Единый социальный взнос, — Авт.).
Максимально снизить налог на доход физического лица.
Для компенсации поднять налог на недвижимость, на землю и другие активы.
Улучшить сбор налогов на недвижимость и другие активы.
Улучшить сбор НДС.
Продолжать детенизацию экономики прямыми и косвенными методами.
Оказывать государственную поддержку бизнесу только при условии работы «в белую» и создание достаточного количества рабочих мест.
«Все эти 8 пунктов — для обсуждения. Идея этих пунктов — снять с повестки дня вопрос ФОПов, обеспечить стимулы для создания рабочих мест, повышение зарплат и уменьшение безработицы», — отметил Милованов.
При этом он добавил, что менять систему налогов очень сложно, ведь это требует больших расходов.
Как конкурировать с западным бизнесом
Можно ли максимально вывести экономику из тени, на сегодня остается большим вопросом, учитывая всю ситуацию. Проблема состоит в том, что наш бизнес и не может конкурировать с западным из-за высоких кредитных ставок. Да, в Украине, чтобы запустить производство продукции, необходимо значительное вливание средств. А если «сверху» еще и налоги платить, то не каждый предприниматель пойдет на такой высокий риск потерять всю прибыль и в результате обанкротиться. Не призываю не платить налоги, вовсе нет. Просто настаиваю на том, что экономические проблемы страны нельзя решать в отрыве друг от друга. Вначале необходимо разобраться с доступными кредитами, а затем уже с налогами. Только так можно собрать больше денег в бюджет.
Также отмечу, что, как обещал премьер-министр Алексей Гончарук в ходе презентации бюджета на 2020 год, налоги в следующем году расти не будут. Здесь возникает закономерный вопрос – а как же олигархи? Ведь монополисты на самом деле способны компенсировать и даже позволить снизить налоги для малого и среднего бизнеса.
Закрытие производства
«Что касается того, сможет ли налоговая реформа исправить ситуацию с тенизацией экономики, то все зависит от того, какой она будет. Если она приведет к повышению налогов, акцизов, затягиванию поясов ФЛП, то это явно не будет способствовать детенизации», — заявил экономист Андрей Новак.
В частности, большинство из них или закроются, или будут работать в тени, говорит экономист.
«Крупный бизнес, вследствие повышения налогов и акцизов, будет закрываться, и переносить производство в соседние страны и загонять в тень свои финансовые потоки», — отметил он.
Перенасыщенность мелкими налогами
На сегодняшний день ключевой проблемой налоговой системы Украины является не столько сами ставки (в сравнении с европейскими странами они у нас невысокие), а перенасыщенность мелкими налогами и сборами, которые не обеспечивают существенных поступлений в государственный и местные бюджеты, но при этом значительно осложняют налоговую систему, — говорит А. Новак.
«Вторая проблема состоит в базах налогообложения, которые часто перекрещиваются», — заявил экономист.
Таким образом, возникает ситуация, когда в любом виде деятельности, чтобы платить все налоги предприятиям и предпринимателям, очень сложно выйти на прибыльную деятельность, — подчеркнул А. Новак.
«Эти две задачи необходимо решать: упрощение налоговой системы, ликвидация мелких налоговых сборов и нормализация налоговых баз. Таким образом, также наша экономика станет более привлекательной для инвестиций, как украинского бизнеса, так и иностранного», — отметил он.
Пространство для фискального маневра
В любом государстве есть пространство для фискального маневра, говорит экономист Алексей Кущ.
«Оно может сужаться или вообще исчезать после глубокой налоговой реформы. То есть, когда происходит кардинальное снижение налоговых ставок. В таком случае действительно возникает такая определенная пауза, потому что, с одной стороны, государство провело пакетное снижение налогов, а, с другой стороны, это фискальное стимулирование пока что не привело к росту экономики, не появился дополнительный валовый продукт, который нельзя налогообложить, тогда действительно возникает эта пауза, когда государство как бы упирается в фискальный порог. В Украине совсем другая ситуация. Несмотря на то, что часть налогов были снижены в последние годы, обязательный сбор ЕСВ, к примеру», — заявил экономист.
Невзирая на то, что у нас есть система налогообложения для малого предпринимательства, у нас достаточно высокие процентные ставки, считает А. Кущ.
«Достаточно сказать, что, например, Индия сейчас проводит широкий фискальный маневр, после которого новые предприятия, которые будут открываться в промышленном сегменте экономики, будут платить корпоративный налог (то есть налог на прибыль) в размере 10%. А у нас сейчас вне зависимости от того, новое это предприятие или нет, все платят 18%. У нас очень высокий подоходный налог, НДС. Существует также военный сбор, который совершенно не выполняет свою прямую функцию и является просто дополнительным инструментом налогообложения фонда оплаты труда», — отметил он.
Комплексный подход
«О налоговой реформе необходимо говорить в комплексе. Это и о системе администрирования, и о системе базы налогообложения и налоговых ставок», — заявила народный депутат Украины Нина Южанина.
Был законопроект №3357, в котором говорили о значительном снижении ставок налогообложения, ожидая большей детенизации и синергии по уплате налогов, которую могли дать эти изменения, напоминает Н. Южанина.
«Сейчас идут предложения в части администрирования (и то это в части усиления контроля над бизнесом). Это не тот путь, который приведет к детенизации. Других предложений, вообще, пока что нет», — отметила она.