Гелена Микова
16:47 07/12/2009

Наш хлеб в чужих руках

В будущем маркетинговом году на зерновом рынке мира появится новый крупный игрок: Министерство сельского хозяйства России заканчивает создание единого казенного экспортера зерна на базе государственного “Агентства по регулированию продовольственного рынка”. Ожидается, что к 2011-2012 годам на его долю будет приходиться до 50% от общего объема экспорта зерна из России, который достигнет 25-30 млн. тонн. Украина тем временем имеет шанс сдать до 90% своего экспортного потенциала в сфере АПК транснациональный компаниям. Такая ситуация грозит нашему крестьянству рабской зависимостью от международного капитала. Если, конечно, президентские выборы не изменят перспектив…

Интересная особенность: чем выше урожай зерна в нашей стране, тем больше потери крестьянства от низких цен, расходов на хранение, процентов по кредитам и т.д. Труженики села жалуются: государство лишь кормит их обещаниями, а если и включает систему различных послаблений, то, как говорится, в «свинячий голос». 

Вот и выходит, что у аграрной сферы Украины есть две главные проблемы: большой и маленький урожай. И то, и другое приносит хозяйствам одни убытки, а стране — дефицит хлеба. В 2007 году Украина собрала лишь 29,3 млн. тонн зерна (с учетом кукурузы) в весе после доработки, что на 14,5% меньше по сравнению с урожаем 2006 года. Но за границу официально разрешили вывезти 4,1 млн. тонн. В результате пришлось импортировать «на хлеб». 

В 2008 году ждали рекорда. Юлия Тимошенко как-то, не удержавшись, назвала цифру в 50 млн. тонн, а некоторые члены ее команды высказывали мнение, что страна сможет предложить на экспорт 17-18 млн. тонн. Собрали действительно немало. Но… 70% урожая оказалось низкого класса. Другими словами, получили богатый урожай «кормовухи». А кушать изобильно собранное кормовое зерно оказалось некому, поскольку скот в последние годы основательно повырезали. И снова – убытки. 

В 2009 году, по состоянию на 1 ноября, в Украине было собрано 44,2 млн. тонн зерновых, что на 11,9% меньше, по сравнению с показателями на аналогичную дату 2008 года. Но проблема та же: зернотрейдеры держат низкие цены, а государственная помощь сведена к нулю. Программа компенсации ставок кредитования практически не действует в связи с проблемами наполнения бюджета и Стабилизационного фонда, форвардные закупки так и не возобновлены. 

Как и в прошлом году, страна вновь не смогла похвастаться качественным зерном. Среди причин, не только погодные факторы, но и слабая научная база, которой некогда славилась советская агрономия; отсутствие средств на минеральные удобрения, а так же морально устаревшее техническое оснащение. 

Во время уборочной селяне во многих регионах сталкивались с одинаковой проблемой: зрелые колосья не стоят, "как солдатики в строю", а лежат. С проблемным зерном справляется только дорогая импортная уборочная техника, которая хозяйствам не по карману. Остатки советских комбайнов, «скрученных проволокой», сделать это практически не в состоянии. А новые современные комбайны в стране практически не разрабатываются из-за отсутствия финансирования и остановки ключевых предприятий сельхозмашиной техники: Харьковский тракторный, Херсонский машиностроительный…

Получается замкнутый круг: сколько не собирает село зерна, оно все равно в убытке. Раз в убытке – значит, нет денег на новую технику. Нет спроса – гибнет отечественное сельхозмашиностроение. Нет техники, и селяне без прибыли. Естественно, что прибрести в кредит новые комбайны и тракторы аграрии тоже не в состоянии — из-за грабительской кредитной политики. Как известно, кредиты сейчас «стоят» 25-30%, что непосильно ни одному фермеру или целому хозяйству. /> Зато не в накладе транснациональные компании, захватившие рынок оптовой закупки и экспорта зерна. Они скупили почти все рентабельные элеваторы и портовые перевалки. И наваривают прибыль на всем – на сушке, хранении, транспортировке, продаже за рубеж. В нынешнем кризисном году стало отчетливо заметно, что небольшие компании-экспортеры из-за недостатка оборотных средств, необходимых для проведения крупных внешнеторговых операций, повально отказываются от самостоятельной работы на внешнем рынке и становятся подрядчиками все тех же транснациональных структур, скупая для них зерно. 
Получается, что от крестьянина до западного потребителя выстраивается целая очередь посредников – от мала до велика. А поскольку выше мировой цены никто не даст, они зарабатывают на том, что бессовестно демпингуют, стараясь скупить урожай как можно дешевле, а то и вовсе – за долги или за горючее по бартеру. Сегодня тонну зерна хитрые дельцы покупают за 600-700 гривен. Перепродают — за 1800 гривен. Разницу кладут в карман. Естественно, не государственный
В России такой картины нет. Там главные роли в структуре экспорта зерновых играют крупные национальные холдинги (в основном диверсифицированные компании с сырьевым источником капитала). Тем не менее, российское правительство все равно озаботилось вопросом введения государственной монополии на экспорт зерна. Пусть не рывком, а постепенно и с долей не более половины рынка. Но и этого будет вполне достаточно, чтобы вопрос грабительских цен у негосударственных скупщиков урожая больше не стоял на повестке дня российского агросектора. 
Что же делать Украине? Очевидно, что пока не поздно надо идти подобным путем. Нужно реприватизаировать торговлю зерном и обернуть ее в сторону государственных интересов и защиты сельского труженика. Сделать это уже много лет настойчиво предлагают коммунисты. Говорили они об этом и позапрошлом году, и в прошлом, подавая на рассмотрения парламента свой вариант антикризисных мер, где черным по белому прописывалась госмонополия на экспорт зерна. 

Однако интересы тех самых транснациональных зернотрейдеров старательно блюдут отечественные олигархи, многие из которых снабжены депутатскими мандатами. Естественно, они такой коррективы своего бизнеса допустить не могли. 

В нынешнем году ситуация для крестьян еще более ухудшилась, а диктат цен и долговые тиски, в которые зернотрейдеры загоняют село в условиях кризиса, представляют уже угрозу для национальной продовольственной безопасности. Не удивительно, если после окончания выборов окажется, что под шумок избирательной гонки почти все высококачественное зерно вывезено за границу. А деньги осели на заграничных счетах посредников. У голой и босой страны нет средств, чтобы без помощи МВФ или обдирания «Ощадбанка» расплатиться за газ. Где в таких условиях они возьмет деньги для закупки зерна? Таким образом, неизбежно подорожает хлеб – продукт питания самых бедных. А цены на хлеб, как известно, «потянут» за собой и все остальное: вздорожание круп, макаронных изделий, мяса, молока, яиц. То есть, страна в которой «жируют» всего 100 семей, массово сядет на голодный паек.

Выход только один, и его предлагает кандидат в президенты от Блока Левых сил, лидер КПУ Петр Симоненко: государству необходимо монополизировать рынок зерна в Украине и ликвидировать зернотрейдеров. "Сегодня спекулянты покупают зерно по 600 гривень за тонну, а перепродают за $200. Если государство возьмет эту отрасль под контроль, то село сразу получит 20 млрд грн поддержки из госбюджета", — считает политик.

И сразу найдутся деньги на поддержку села, на закупку удобрений, на финансирование программ выпуска новой техники. А где новая техника и удобрения, там качественное высоклассное зерно, цена которого на мировом рынке несравнимо выше, чем фуражного. Одновременно решится вопрос с созданием национальной инфраструктуры для хранения и транспортировки зерна. Наконец, выйти на мировой рынок единой и мощной государственной компании намного проще, чем мелким частным зернотрейдерам. 

Если же президентский проект Петра Симоненко реализован не будет, то следующим этапом после потери зернового рынка, станет утрата земли. Ведь долги украинского села перед транснациональными холдингами растут. И рано или поздно нам будут предъявлены для уплаты все векселя. И вот это действительно будет страшно…

 

Читайте также по теме