Не прошло и двух недель после знаменитого постановления НБУ №278, которым банки сделались складами информации о покупке-продаже валюты украинцами и начали собирать архивы паспортных данных и объемов проводок, сделанных частными лицами, как вскрылись факты еще более интересной и сомнительной с правовой точки зрения деятельности НБУ. Как пишет газета «Коммерсант», своим постановлением НБУ с 22 апреля изменил нормы положения «Об осуществлении банками финансового мониторинга» и дал банкам полгода на сбор расширенных данных о клиентах.
Что же имеется в виду под «расширенными данными»? А вот что: каждое физическое лицо-клиент банка обязано в специальной анкете указать свои паспортные данные, идентификационный номер, место работы, должность, контактный номер телефона и адрес электронной почты. Должна быть оценена репутация и уровень рисков при проведении финансовых операций клиента.
Особенно интересным является пункт о том, что в «расширенных данных» указываются услуги, которыми он пользуется, номера всех счетов в других банках, принадлежность к «публичным деятелям или связанным с ними лицам». Это что? Экономическая цензура? Зачем НБУ иметь информацию о том является ли вкладчик/клиент банка общественным деятелем, политиком или доверенным лицом политика или общественного деятеля? Какое отношение это имеет к банковской деятельности или финансовым операциям? Не говоря уже о том, что сбор подобной информации никак не регламентирован никакими законами Украины. Следовательно – это частная инициатива НБУ.
Также клиент банка обязан раскрыть информацию о своем движимом и недвижимом имуществе, счетах в ценных бумагах, спрогнозировать объем операций по счетам и указать источники происхождения доходов. То есть фактически упраздняется концепция презумпции невиновности и клиент банка должен с какой-то стати доказывать что он не верблюд, то есть – информировать банки о том, откуда у него деньги взялись. При этом, банки вообще не обязаны раскрывать клиенту ни информации о своих реальных владельцах, ни какой иной сопоставимой с передаваемыми им данными от клиента.
От юридических лиц, резидентов и нерезидентов, требуется полный срез о проводимой ими хозяйственной и финансовой деятельности с указанием лиц, имеющих доступ к имуществу предприятий. Зачем это банкам?
Банкам как раз эта информации не нужна. То есть не нужна вообще. Только небольшая часть подобной информации может потребоваться для оценки рисков при выдаче кредитов. И все. Так кому же такая информация нужна? А нужна она мошеникам, а также рейдерам, которым такая база данных очень поможет в их «работе». Поскольку сбор и хранение такой информации ничем вообще не регламентирован, то нет ни малейших гарантий, что она останется тайной для любых криминальных элементов. Мало того, будучи собранной в электронном виде – она становится доступной любому хакеру, который захочет ею завладеть.
Подобные «инициативы» НБУ только усиливают мотивацию как граждан так и предприятий – переходить в теневой сектор, поскольку оказывается, что там больше гарантий безопасности ведения дел.
Так что, очень хочется напомнить всем, кто хранит деньги в банках – вы очень сильно рискуете. Причем рискуете уже не только деньгами, хранящимися на счетах, но и тем, что вся информация о вас может стать в один печальный момент доступна кому угодно.