Новая процедура трудоустройства регистраторов в ОТО: риск волны рейдерских атак

С 2020 году в Украине в объединенных территориальных общинах (ОТО, ОТГ) могут быть допущены к работе около 400 регистраторов, трудоустроенных по упрощенной процедуре. Об этом сообщили в Министерстве юстиции. Среди юристов и адвокатов воспринимают эту инициативу неоднозначно. Некоторые юристы считают, что данное упрощение трудоустройства более надежно защитит имущественные права украинцев. Но на мнение других юристов о данном упрощении влияет предыдущий негативный опыт, когда были установлены факты причастности коммунальных или «черных» регистраторов к незаконным действиям, в результате которых у физлиц и юрлиц через различные схемы и «липовые» документы отбирали имущество. Таким образом, строгость процедуры трудоустройства регистраторов в ОТО в 2020 году снова привлекла внимание общественности и СМИ.

Минюст vs регистраторы

Похоже, у руководства Минюста очень быстро меняются задачи и принципы работы.

Если в июне текущего года в Министерстве заявляли, что деятельность коммунальных регистраторов нужно ограничить, то в октябре Минюст анонсировал упрощение процедуры трудоустройства госрегистраторов в ОТО.

Так, в июне член Коллегии по рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействие госрегистратора, субъектов госрегистрации, территориальных органов Минюста Виктор Дубовик в комментарии УНН сообщил: Министерство юстиции Украины работает над тем, чтобы ликвидировать проблему рейдерства в государственных реестрах.

Он привел примеры того, как должности коммунальных регистраторов получали люди без высшего юридического образования.

В.Дубовик напомнил, что до недавнего времени в Украине имели место «черные» регистраторы. Эти люди, по словам Дубовика, имели «ключи доступа» в реестры и проводили незаконные регистрационные действия, по сути, «переписывая» землю, офисные помещения, жилье и т.д. на другого человека или компанию.

«Так называемым государственным регистратором мог стать любой, даже человек без высшего юридического образования. Действовали специальные органы, назовем их «коммунальные предприятия», которые имели законное право проводить регистрационные действия в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

Затем коммунальные предприятия начали создавать свои филиалы. Некоторые из них имели 50 таих филиалов по всей стране. И коммунальное предприятие, зарегистрированное условно в Житомирской области, имея филиалы по всей стране — в том числе, в Киеве, проводило регистрационные действия в государственных реестрах. Именно это способствовало появлению такого явления, как рейдерство, в государственных реєстрах», — пояснил он.

Остановить рейдерские схемы с участием регистраторов, уверен Дубовик, можно с помощью так называемых антирейдерских законов. «Уже принято два пакета антирейдерских законопроектов. Сейчас готовится третий, который позволит закрыть последнюю скважину для рейдерских действий в государственных реестрах. После этого у государственных регистраторов не останется никакой возможности для рейдерства в госреестрах», — сказал в июне 2020 года он.

И вот спустя несколько месяцев, в октябре, в Минюсте говорят: трудоустройство регистраторов в ОТО надо упростить.

Упрощенная процедура трудоустройства регистраторов в ОТО

По данным пресс-службы Минюста, очереди на работу с документами, подтверждающими право собственности, ожидают около 400 кандидатов.

«В связи с реформой административно-территориального устройства Украины — созданием новых объединенных территориальных общин — Минюст планирует несколько изменить механизм перевода в новые ОТО государственных регистраторов и упростить порядок их трудоустройства», — говорится в сообщении.

Так, Министерство намерено отказаться от необходимости проведения специальной проверки в случае такого перевода. Сейчас из-за кадрового «голода» проведение соответствующего квалификационного экзамена и тестирования для Департамента нотариата и государственной регистрации Министерства юстиции является одной из приоритетных задач.

«Планируем реализовать его в ближайшее время, в идеале — до нового (2021. – Авт.) года», — сообщили в Минюсте.

Юрист, член Совета ОО «Бизнес-Варта» Татьяна Козаченко в комментарии ГолосUA сообщила: пока что трудно сказать,чем закончится эта затея Минюста, и пока нельзя сказать однозначно, стоит ли доверять документы на право собственности тем регистраторам в ОТО, которые получат работу по упрощенной процедуре.

«С одной стороны, как я понимаю, в Минюсте пытаются защищать права физлиц. С другой стороны мы видим, что даже при принятии соответствующих решений (Минюста) они не всегда могут быть реализованы. Таким образом, защита прав даже через институты Министерства юстиции не считается эффективной в государстве. Это большая проблема.

С одной стороны, любое упрощение процедур и вмешательство государство в любые процедуры приветствуется. С другой стороны, мы стали свидетелями того, что упрощение процедур приводит к массовым злоупотреблениям и используется лицами, в том числе с целью осуществления правонарушений. Учитывая, что в стране чрезвычайно низкий уровень правового сознания, безответственность чиновников порождает произвол и порождает очень большой рост рейдерских захватов права собственности, как физических, так и юридических лиц. Поэтому любые изменения должны рассматриваться в контексте того, какие конкретно будут нормы после внедренных новшеств, для чего эти новшества, чтобы избежать злоупотреблений и манипуляций по этому поводу. То есть нужно рассматривать конкретную процедуру, выяснять, действительно ли она направлена на упрощение и не содержит ли риски», — сказала юрист.

Т.Козаченко добавила, что ранее в Минюсте инициировали различные новшества также, в том числе и такие, которые могли дать разрешение на работу для регистраторов, которые не имеют юридической подготовки.

«В свое время Минюст инициировал создание института, когда человеку без юридической подготовки давали право быть регистраторам, а местным советам и лицам, которые при них находятся, проводить регистрационные действия. На основании открытия рынка земли это было вообще очень опасно. И, учитывая волну рейдерства, именно общество, общественность эту инициативу «сбило», потому что предполагали, что это со стороны Министерства юстиции – манипуляция. Это происходило еще во времена, когда министром юстиции был Павел Петренко.

В то же время это не означает, что инструменты и механизмы, которые раньше предлагались, не могут быть частично использованы следующими чиновниками. Важно понимать: когда Минюст вводит очередное новшество, то надо разобраться – министерство при этом преследует государственные цели, или работает в интересах третьих групп или, возможно, по незнанию может запустить в работу какие-то ошибочные решения, которые будет очень тяжело исправлять», — отметила юрист.

В то же время адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец сообщил в комментарии ГолосUA, что упрощение трудоустройства регистраторов в ОТО может повлечь новую волну рейдерских атак.

«Мне известно, что в Украине было много историй с «черными» или с коммунальными регистраторами, которые задним числом переоформляли документы и таким образом, передавали имущество в собственность людям, которые не являются его владельцами. Я знаю также случаи, когда «бесстрашные» нотариусы, в противоречие норм законодательства, переоформляли имущество граждан, договоры ипотеки», — рассказал Р.Кравец.

Адвокат также выразил мнение, что если упростить процедуру трудоустройства госрегистраторов в ОТО, «волна» рейдерских атак повторится.

«Я полагаю, если в Украине появятся коммунальные регистраторы, которые еще называются регистраторами ОТГ, то в стране возобновится волна рейдерских захватов, незаконного переоформления имущества и так далее. Все сводится к тому, что регистраторы, в отличие от нотариусов, вообще ни за что ответственности не несут. И если эта волна» (рейдерских атак) уже существенно спала, то с появлением коммунальных регистраторов в ОТО мы получим новую «волну» таких атак», — отметил адвокат.

Украинцы vs госрегистраторы в ОТО

Если в Украине есть риск лишиться имущества из-за незаконных действий чиновников, в частности, госрегистраторов, то этому может противостоять и само государство, и общественность, чьи права собственности могут стать объектом внимания рейдеров, говорят юристы.

Итак, что может сделать государство, чтобы при внедрении новшества по трудоустройству регистраторов в ОТО, более надежно защитить права собственности украинцев? По мнению адвоката Р.Кравца, инициатива Минюста об упрощении трудоустройства госрегистраторов в объединенных территориальных общинах должна быть дополнена жесткими ограничениями на полномочия данных регистраторов.

«Как показала практика с предыдущими коммунальными регистраторами, некоторых из них даже не существует в природе, но на их имена были выданы электронные ключи (для доступа к базе собственником имущества), то есть ключи были выданы на людей, которых даже не существует. Но от имени этих коммунальных регистраторов местные советы проводили перерегистрацию громадного количества комплексов, квартир, которые находятся в другой части страны», — рассказал адвокат.

Р.Кравец добавил, что в связи с таким негативным опытом работы с документами, подтверждающими право собственности на имущество, в Украине нужно жестко ограничить полномочия коммунальных регистраторов и регистраторов ОТГ.

«Если Минюст пойдет до конца и будет восстанавливать этих коммунальных регистраторов, которых назовут регистраторами ОТГ, то я считаю, что деятельность этих регистраторов должна быть очень жестко ограничена – ограничена тем районом, в котором он проводит регистрацию. То есть должно быть так: если коммунальный регистратор, или регистратор ОТГ зарегистрирован в Кагарлыкском районе, то дальше Кагарлыкского района в Киевской области он не имеет права оформлять какие-то документы клиентам, которые подают документы не из Кагарлыкского района ни при каких обстоятельствах», — говорит адвокат.

Р.Кравец также добавил, что украинцы в большинстве своем не мониторят тему с работой регистраторов и новшества Министерства юстиции в этой сфере. Обычно люди начинают бить тревогу, если кто-то посягнул на их имущество, а до того момента граждане эту тему, видимо, не считают важной.

«К сожалению, общественность не вникает в эту тему, пока это лично не коснется каждого. А псевдоактивисты, которые финансируются за счет различных международных фондов, их эта тема пока не интересует. А что касается просто граждан Украины, то, как показала практика судебной реформы, пока проблема не коснется гражданина, он не задумывается, что происходит в той или иной сфере», — сказал адвокат.

Юрист, член Совета ОО «Бизнес-Варта» Татьяна Козаченко в комментарии ГолосUA сообщила: объединение граждан без регистрации общественной организации или конкретная общественная организация способны остановить рейдеров и повлиять на работу госрегистраторов, если они будут нарушать закон.

«Что нужно сейчас, если вы спрашиваете, может ли общество заранее знать, кем являются эти 700 претендентов на должность государственного регистраторав ОТО, – нужно обратиться в Минюст за официальным комментарием, и спросить: какими именно изменения в процедуре трудоустройства ожидаются?

Эти изменения должны быть публичными, чтобы те субъекты права, которые осуществляют регистрационные действия – правоведы, адвокаты, нотариусы, существующие регистраторы и бизнес, который пострадал от рейдерства, антирейдерские платформы, общественные организации при выявлении ошибок во время внедрения этих перемен, — могли заявить, в чем они видят риски. Публичность таких действий является, на мой взгляд, источником недопущения нецелесообразных изменений, если выяснится, что эти изменения нецелесообразны», — сказала адвокат.

 

Читайте также по теме