Спустя год после Парижского саммита «нормандского формата» (Украина, РФ, Франция, Германия) о выполнении Киевом политических обязательств речь не идет. Поэтому новых саммитов не предвидится. По экспертному мнению, ни одна из договоренностей не выполнена полностью.
«Согласовывал еще Порошенко»
В годовщину Парижского саммита лидеров стран «нормандского формата» украинская делегация в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по Донбассу подвела итоги выполнения договоренностей.
«Выполнение договоренностей лидеров Н4, как и всего пакета Минских договоренностей, остаются для Украины основой политико-дипломатического урегулирования российско-украинского вооруженного конфликта и восстановления мира в Донбассе», — указано в заявлении украинской делегации в ТКГ.
Парижский саммит состоялся 9 декабря 2019 года. Тогда в Елисейском дворце провели переговоры Президент Украины Владимир Зеленский, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. По итогам саммита было принято коммюнике – «Общие согласованные выводы». Документ касался как деэскалации конфликта, так и политических шагов для урегулирования.
Спустя год о выполнении Украиной политических обязательств, взятых на саммите, речь не идет. Среди достижений за прошедший год делегация отметила взаимные обмены удерживаемых лиц, в декабре 2019 года и апреле 2020 года; обеспечение устойчивой безопасности среды и улучшение общей гуманитарной ситуации в зоне конфликта: а также стабилизацию ситуации с безопасностью, существенное уменьшение количества человеческих жертв, и разрушения инфраструктуры.
Среди дальнейших шагов в заявлении украинской делегации в ТКГ указывается: открытие новых пунктов пропуска, дальнейшее освобождение удерживаемых лиц. О политических аспектах коммюнике Парижского саммита говорится, что будет «продолжение обсуждения рабочих предложений Украины».
Следует напомнить, что переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе ведутся в двух форматах – «минском» (Украина, Россия, ОБСЕ) и «нормандском» (Украина, Россия, Франция и Германия).
На саммите «нормандской четверки» в Париже украинская сторона обязалась продлить действие закона об особом статусе Донбасса и в будущем внести соответствующие изменения в Конституцию, чтобы придать этой норме постоянный характер. Также украинская делегация во главе с Зеленским согласилась имплементировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство.
Эта формула предусматривает, что местные выборы в ОРДЛО должны состоятся под контролем ОБСЕ. А затем вступает в силу законодательство об «особом статусе».
Согласовав формулу, украинская сторона, все равно считает выборы невозможными до возвращения контроля над границей, хотя в Минских соглашениях прописан порядок: восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта должно начаться не перед выборами, а после них – «в первый день после местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (п. 9 Минских соглашений).
Пункт 11 Минских соглашений предусматривает обязательство Украины провести конституционную реформу в части децентрализации «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов».
Политолог Андрей Золотарев иронизировал в Facebook: «Большая политика, это не базар. Просто взять и отказаться от Минска не выйдет». Он напомнил, Минские соглашения заключил бывший Президент Петр Порошенко
«Он же подписал формулу, при которой Украина получает контроль над границей, после проведения выборов. К слову, «Формулу Штайнмайера» согласовали еще в 2016 году на саммите лидеров нормандского формата в Берлине. От Украины принимал участие Петр Порошенко. Поэтому, это именно его решение — согласовать имплементацию формулы Штайнмайера в украинское законодательство», — подчеркнул политолог.
«Потому, что не выполнены задания»
Политолог Руслан Бортник заявил в СМИ, что Президент Владимир Зеленский год назад в Париже подтвердил «Минск» в целом.
«В том числе и пункты, касающиеся вопроса «сначала выборы – потом границы». Зеленский не внес никаких изменений. Он взял на себя ответственность части реализации формулы Штайнмайера», — отметил политолог. Однако с реализацией договоренностей не заладилось.
«Ни один пункт не выполнен полностью», — подчеркнул он.
Напомним, что после Парижского саммита Верховная Рада продлила действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Проект парижского коммюнике с упоминанием «особого статуса» был согласован еще в начале сентября. Президент Владимир Зеленский уверял, что старый Закон об особом порядке местного самоуправления, продлен не будет. «Будет новый закон, который будет разрабатывать парламент в сотрудничестве и публичном обсуждены с обществом. В этом законе не будет перейдена ни одна красная линия. Поэтому не будет никакой капитуляции … «Формула Штайнмайера» должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе, которого еще нет», – говорил он.
Потом выяснилось, что проект нового закона не разрабатывался, и даже рабочей группы по его разработке не было. А на «нормандском» саммите в Париже Владимир Зеленский говорил, что легче продлить старый закон, чем принять новый.
«Я объясню почему: это техническая вещь, нам легче сейчас продолжить этот закон и позже внести формулу Штайнмайера», – заявил Глава государства.
Он уточнил почему закон продляют на год. «Меня спросили: почему не на 5 лет, не на 10? Я честно ответил всем представителям Трехсторонней группы — мы не знаем, что будет через 5 лет, через 10», — пояснил Владимир Зеленский 9 декабря 2019 года.
Следует напомнить, что Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (т.н. «закон об особом статусе») был принят в сентябре 2014 года и вступил в силу 18 октября 2014 года сроком на 3 года. В 2017, 2018 и 2019 годах закон продляли на год. После последнего продления, срок действия этого закона истекает 31 декабря 2020 года.
По нему руководители прокуратуры и судов в ОРДЛО должны назначаться при участии органов местного самоуправления; центральная власть должна способствовать трансграничному сотрудничеству с соседними регионами России. В госбюджете Украины должны быть прописаны расходы на экономическое развитие ОРДЛО, сокращать которые нельзя. Центральные министерства, по этому закону, должны заключать договоры с местными органами власти. А те имеют право организовывать отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинскому закону.
Статья 4. закона «об особом статусе» имеет ссылку на давно несуществующие нормы законодательства. Статья гарантирует право языкового самоопределения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей ссылаясь на закон Кивалова-Колесниченко (Закон Украины «Об основах государственной языковой политики»). А тот был отменен еще феврале 2018 года
Например, в законе «об особом статусе» государство гарантирует использование русского и других языков в сфере образования, в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в судопроизводстве.
Все вышеперечисленное делает невозможным языковой закон, принятый Верховной Радой в апреле 2019 года. Тем не менее, когда закон «об особом статусе» продляли в прошлом году, никаких изменений не вносили.
Новый закон не принимали. А теперь в Верховную Раду внесли законопроект о продлении старого закона об особом порядке местного самоуправления ОРДЛО. «Решение нужно, чтобы наши представители на переговорах могли продолжить работу», — пояснил руководитель Офиса Президента Андрей Ермак.
Спикер Верховной рады Дмитрий Разумков заявил, что закон о продлении особого статуса Донбасса не будут менять перед голосованием, которое намечено на 15 декабря.
«Нет, туда ничего добавляться не будет, проект закона зарегистрирован, менять его никто не будет. Единственный вопрос, который меняется уже который год, и к сожалению, — это меняется год… Но больше дополнительных позиций в этот законопроект добавляться не будет», — сказал глава парламента.
А глава делегации Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонид Кравчук заявил: на сегодня нет предпосылок для нормандской встречи лидеров Украины, России, Германии и Франции в 2021 году.
«Пока что я не вижу. Пока не вижу потому, что Россия выдвигает одну и ту же тему: формально говорит «да-да», и советники встречаются, что-то говорят. Но фактически сейчас Россия говорит: нет нужды встречаться в нормандском формате потому, что не выполнены задания прежней нормандской встречи 9 декабря», – отметил Кравчук.