В Украине решили отказаться от трудовых книжек в бумажном виде. Они, конечно, не исчезнут вовсе, но будут храниться не в сейфах у работодателей, а дома у работников. Учет труда переходит в электронный реестр. С этой реформой связано много рисков, которых не учитывает закон. Главный из них, что работнику в некоторых случаях будет сложно доказать, что он вообще где-либо легально работал.
«Базы данных могут взломать…»
В начале февраля Верховная Рада поддержала законопроект № 3623 о внесении законодательных изменений, касающихся учета трудовой деятельности работника в электронной форме. За выступило 265 народных депутатов. Этим законом отменяются трудовые книжки в письменном виде.
Статья 48 Кодекса законов о труде, посвященная учету трудовой деятельности теперь изложена в следующей редакции: «Учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования…» Сама же трудовая книжка в письменном виде никуда не девается. Теперь она будет на руках у сотрудника, и, если он пожелает, работодатель может внести туда соответствующую запись о приеме на работу, переводе или увольнении. Кроме того, сотрудники и работодатели должны будут в течение пяти лет отправить отсканированные копии трудовых, заверенные электронной подписью, в Пенсионный фонд для учета занятости человека в электронном реестре.
В Министерстве социальной политики Украины, где разрабатывался закон, отметили, что такое новшество необходимо, чтобы осовременить учет трудовых отношений. В Министерстве считают, что в будущем отказ от бумажных трудовых книжек создаст возможности для:
— сокращения затрат работодателей на ведение бумажного документооборота;
— упрощения доступа к информации о стаже работников для назначения пенсий;
— учета данных об образовании и квалификации населения для планирования подготовки (переподготовки) специалистов по необходимым направлениям;
— устранения возможных рисков и негативных последствий потери трудовой книжки, ее физического повреждения, фальсификации и внесения недостоверных сведений в этот документ.
Эксперты отмечают, что с такой реформой в Госреестр потекут огромные объемы информации, что может быть связано с рисками ее надежной защиты и сбережения.
«С учетом того, как в нашей стране относятся к защите информации, как бы не оказалось, что через некоторое время вы просто не сможете вообще доказать, что вы где-либо работали, – говорит кандидат наук госуправления, эксперт «Украинской фабрики мысли» Юрий Гаврилечко. – Плюс совершенно непонятно на сегодняшний момент, кто будет заниматься ведением этих самых электронных книжек со стороны работодателя. Раньше вы сдавали трудовую книжку в отдел кадров, где в нее вносились записи, теперь отдел кадров будет работать с государственным реестром. Соответственно должны быть определенные основания, почему он с этим будет работать. Возникает резонный вопрос, как избежать утечки персональных данных из этого реестра, кто за это будет отвечать, кто будет передавать данные из этих электронных книжек в Пенсионный фонд. Или это будет подтягиваться автоматически. Опять-таки кто за это будет отвечать и кто это будет делать».
«То, что трудовая книжка отменяется в бумажном виде, это конечно негатив, потому что базы данных могут пропасть, их могут взломать, и человек лишен возможности контролировать эту базу данных. Ему придется постоянно зависеть от государства, чтобы даже посчитать собственный стаж. Я не вижу проблем, почему кому-то мешала бумажная трудовая книжка», – считает экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко говорит, что проблем с защитой электронных данных быть не должно. Реестры Пенсионного фонда одни из самых надежных.
«Пенсионный фонд – это серьезна организация, они очень серьезно к этому относятся. У них уже давно эта база ведется, – говорит эксперт. – Просто Пенсионный фонд работает гораздо плотнее с реестром пенсионеров, тем, кому они деньги платят. А реестр застрахованных лиц все-таки отдельно. Там масса людей, о которых Пенсионный фонд не знает, где они сегодня и чем занимаются. До сих пор в этот реестр Пенсионный фонд не заглядывал. Они просто вносят туда текущую уплату взносов и все. А теперь они туда будут еще заносить все записи, которые были в трудовых книжках».
«С работодателей снимается ответственность»
По задумке законодателя, внесение сведений о трудовой деятельности в Государственный реестр будет проводиться через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных или оцифрованных копий, предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т. д.). Этот процесс будет осуществляться работником и работодателем с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи. Эксперты обращают внимание, что перенос сведений в электронный реестр – очень ответственный процесс: как бы чего в нем не потерялось, возможно большое количество механических ошибок. Следовательно, нужно очень тщательно проверить правильность переноса всех записей и подписей, чтобы не было лишних исправлений.
«Может быть, из-за небрежности отдела кадров, в бухгалтерии могут что-то не перенести с предыдущего стажа в электронную базу, и человек может какую-то часть страхового стажа из-за ошибок внесения изменений потерять, а потом при начислении пенсии могут возникать определенные проблемы», – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
«По идее Пенсионный фонд не должен уже ничего потерять, – считает Лидия Ткаченко. – Если эти записи внесены в реестр, это гораздо большая гарантия того, что эти записи сохранятся. Главное, чтобы они были внесены и внесены правильно и полностью. Чтобы не оказалось так, что тот, кто вбивал, поленился набрать какую-то запись и потом что-то не зачтется. Главное, чтобы записи из трудовых книжек были перенесены правильно».
Затем бумажная трудовая книжка выдается работнику на руки под подпись. Документ своей силы не утратит, и его важно не потерять. Риск того, что это может произойти у многих людей, очень высок. Также высок риск того, что работодатель отдаст трудовую книжку работнику до того, как сделает все необходимые записи в электронный реестр.
«С работодателей снимается ответственность, – говорит Лидия Ткаченко. – Они не обязаны их хранить в сейфе, как сейчас. Там есть строгие обязательства. Трудовая книжка – это предмет строго хранения, учета и прочего. Теперь работодатель может об этом не заботиться, отдать работникам трудовые книжки и все. Это очень сильно облегчает жизнь работодателю. Также из закона не явствует того, что работодатель отдает человеку трудовою книжку после того, как сделал электронные записи. На 100 % это не гарантируется. Никто не пишет, что работодатель обязан передать в Пенсионный фонд скан трудовой книжки и удостовериться, что записи внесены правильно».
Лидия Ткаченко рассказывает, что Украина не первая страна, переходящая на электронный трудовой учет. Например, в Эстонии это был целый национальный проект. Там бумажные трудовые книжки не выбрасывали и не раздавали людям, а централизовано передали в аналог нашего Пенсионного фонда. Его сотрудники переносили записи с бумажного носителя в электронный. Такой вариант является гораздо надежней, чем то, как регулирует этот вопрос Украина.
«Пенсионный фонд сможет лучше прогнозировать…»
Электронный трудовой учет вводится с конечной целью создать возможность автоматического назначения пенсии без личного обращения человека.
«Со второй половины 2000-го года у нас и так начисление пенсий идет в автоматическом режиме. Трудовая в данном случае для этого зачем? – удивляется Юрий Гаврилечко. – Опять-таки совершенно непонятно, что будет приоритетом при последующем назначении пенсии. Если данные отчетности о выплате зарплат и взносов – это одна ситуация, если данные на основании электронных книжек – другая. Думаю, через некоторое время законодатель вынужден будет к этому вернуться, если будут разночтения».
«Во всем мире все равно считается страховой стаж, и у нас в том числе. Независимо от того, что у вас записано в трудовой книжке, вам стаж будут насчитывать по данным по вашим взносам», – говорит Всеволод Степанюк.
Эксперты отмечают, что перейти на автоматическое начисление пенсий можно будет, если все записи из трудовых книжек будут перенесены в реестры. И есть много рисков, что так легко процедура автоматического начисления пенсий не запустится.
«Самое важное в трудовых книжках – это записи до 2000 года, – говорит Лидия Ткаченко. – Нужно изо всех сил постараться, чтобы эти записи не пропали, потому что потом их может трудно будет восстановить. Это нужно будет ходить по архивам, массы предприятий уже нет, да и в архивах не всегда все в порядке. Для людей самое главное, чтобы записи до 2000 года дошли до Пенсионного фонда. Если это массово будет внесено в электронный реестр, значит, Пенсионный фонд сможет лучше прогнозировать, какой будет стаж у новых пенсионеров, какими будут пенсии. Для Пенсионного фонда, для пенсионной системы это тоже будет хорошо и для самих людей удобно. Просто закон не содержит обязательств, чтобы работодатели постарались внести эти данные, чтобы не просто отдали человеку книжку и делай с ней, что хочешь, а чтобы работодатели передали в электронные записи либо в сами трудовые книжки».
Очевидно, новшество от Министерства социальной политики, одобренное Верховной Радой, открывает очень длительный процесс скрупулезной работы, важной, в том числе, для будущего пенсионного обеспечения работников.
«Это техническое нововведение, оно принципиально по большому счету ничего не решает. Усиливается контроль за конкретным сотрудником, за расчетом его страхового стажа и так далее», – считает Андрей Павловский.
«Я не очень понимаю, чем эта ситуация может кому-то что-то улучшить, – говорит Юрий Гаврилечко. – Усложнить работу для HRов – да. Создать еще базу данных, которую могут спереть и продавать на “Петровке”, – да. Усложнить администрирование, потому что теперь Пенсионный фонд должен будет сравнивать данные, полученные из разных источников, – да. Ну и все».
Лидия Ткаченко считает, что отказ от бумажных трудовых книжек вряд ли поможет в борьбе с теневой занятостью, когда работодатель не желает регистрировать своего работника и платить за него взносы: контролировать работодателя довольно сложно. Сейчас же с него еще и снимаются обязательства делать записи в трудовой книжке, никаких дополнительных гарантий на себя государство не берет, а наемный работник теперь сам отвечает за записи о своей занятости. Эксперт считает, что при отмене письменных трудовых книжек параллельно нужно обязательно вводить письменные трудовые договора, потому что некоторым людям порой вообще нечем будет подтвердить, что они работали.
«Отказ от письменных трудовых книжек предполагал бы переход на письменные трудовые договора, – говорит Лидия Ткаченко. – Нет трудовой книжки, работодатели могут теперь ничего не писать, а работники не всегда могут диктовать условия и ставить требования для своей работы. Рекомендательные письма не заведены, у нас нет такой процедуры. Брать выписку из реестра, тоже надо отдельный доступ иметь. Это все сложно. По идее работодатель должен быть ограничен в доступе в этот реестр. В законе не выписано достаточно четко, кому какая информация может быть доступна. Это должна быть дополнительная нормативная база, как эти данные должны сохраняться, защищаться. Очень большая проблема, что у человека нет письменных трудовых договоров. Если бы он был у человека на руках, он уволился и может показать его, что он работал и у него были такие трудовые условия. Человек может диктовать, что у него была такая зарплата, выставлять требования, чтобы было не хуже, подтвердить свою квалификацию. А так может оказаться, что у человека ничего не будет на руках в доказательство, что он работал».