Заявления Порошенко о возможном дефолте были призваны запугать 20 миллионов избирателей — вкладчиков «ПриватБанка» -считают эксперты. Они отмечают, что суд постановил вернуть банк в частную собственность без влияния Владимира Зеленского.
«Судьи перебежали от проигравшего к победителю»
Суд признал незаконной национализацию «ПриватБанка», ранее принадлежавшего бизнесмену Игорю Коломойскому. Петр Порошенко тогда заявил, что возвращение банка в частную собственность грозит стране экономическим кризисом. Он подчеркнул, что правительство и НБУ оспаривают это решение. А план вернуть «ПриватБанк», дескать, будет реализован в случае победы на выборах Владимира Зеленского.
«Они уже сейчас начали реализацию этого замысла. Подобная авантюра может обернуться потерей денег десятка миллионов клиентов, а стране в целом – дефолтом и новым экономическим кризисом»- заявил Порошенко, который остается при власти до 3 июня.
Эксперты отмечают, что суд принял решение до выборов.
«Самое же смешное то, что Зеленскому и предъявить нечего. Решение принято при Порошенко и основаниям для него стали корявые действия представителей власти при том же Порошенко. «Как Зеленский вернет Коломойскому Приват?» А ему не нужно его возвращать. Его уже вернули», — иронизировал блогер Вячеслав Чечило.
По мнению блогера, самое вероятное объяснение произошедшего: судьи еще до второго тура выборов побежали от Порошенко к Коломойскому, от проигравшего к победителю.
«Им для этого даже не нужно нарушать закон – при национализации достаточно нарушали. А что Петр? А Петр ничего – его мнение уже никому не интересно», — написал он в Facebook.
Напомним, что тема «ПриватБанка» звучала на предвыборных дебатах Порошенко с Зеленским. Народный депутат Сергей Лещенко прокомментировал в СМИ: «Аргументы были только «Коломойский Коломойский Коломойский». Если ты скажешь «Коломойский» один раз, это имеет эффект. Если два – это еще играет. Но если ты повторяешь «Коломойский» каждый ответ по восемь раз, то это уже дискредитирует вообще сам аргумент, он не выглядит убедительно».
Ранее Владимир Зеленский отмечал, что в предвыборной кампании Порошенко называл его «марионеткой» олигарха.
«Сегодня общество получило ответ, кто является марионеткой Коломойского», — заявил Зеленский.
Он отметил, что решение о незаконности национализации «ПриватБанка» принял Окружной административный суд, на который имеет влияние действующий Президент.
Сам Игорь Коломойский буквально повторил тезис, что Порошенко является его «марионеткой».
«Он просто моя марионетка, и в последний месяц перед завершением его полномочий будет выполнять все, что ему будет сказано… Я считаю, что он — моя марионетка. Будет делать все, что ему говорят. Чтоб искупить свою вину», — заявил в СМИ Коломойский.
Напомним, что «ПриватБанк» – крупнейший коммерческий банк в Украине, был национализирован 19 декабря 2016 года. Тогда банк перешел в государственную собственность, на его докапитализацию государство потратило более 155,4 млрд гривен.
«Запугать 20 млн. человек»
После решения суда о незаконности национализации «ПриватБанка», Петр Порошенко созвал срочное заседание Совета нацбезопасности и обороны (СНБО), на котором поручил Генпрокуратуре и СБУ проверить правомочность этого решения.
Действующий глава государства на том заседании отметил, что считает опасной «связку Коломойский-Зеленский». При этом Порошенко заявил, что не допустит ограбления страны олигархами.
Политолог Алексей Якубин отмечает, что судебное решение был принято накануне голосования второго тура выборов. А запугивание дефолтом- «это часть избирательной стратегии Порошенко: использование страха».
О н напомнил, что до заявлений о возможном дефолте штаб Порошенко активно использовал идею запугивания электората Путиным. «В штабе Порошенко поняли: если не сработала идея о запугивании Путиным, вот теперь нужно напугать вкладчиков «Приватбанка». Это около 20 млн человек, это почти все избиратели. Так что это просто манипулятивная технология», — сказал он.
Якубин полагает, что заявления Порошенко вызовут резкую негативную реакцию в обществе.
«Давайте вспомним, кто принимал изначально решение о национализации «Приватбанка», когда он принадлежал Коломойскому? Ведь сам Порошенко. Да, Минфин, Нацбанк принимали в этом участие, но так или иначе это делали чиновники, связанные с Порошенко, а не кто-то иной», — говорит он.
Отметим, что Игорь Коломойский в одном из интервью рассказал, в чем, по его мнению, была выгода Порошенко при национализации «ПриватБанка». Дескать, Порошенко хотел завладеть акциями канала 1+1, но его изначально неверно информировали Валерия Гонтарева, которая возглавляла НБУ, и Екатерина Рожкова — заместитель главы НБУ.
«Гонтарева и Рожкова доложили ему, что в залогах «ПриватБанка» есть акции «1+1 Продакшн», — утверждает Коломойский.
По его словам, до этого Порошенко с 2015 года вел длительные переговоры с Игорем Суркисом о том, чтобы купить у него 25% акций телеканала, и был готов заплатить около 200 млн долларов. Коломойский утверждает, что Гонтарева предложила «забрать «ПриватБанк», что позволило бы Порошенко получить блокирующий пакет телеканала.
«Но «1+1 Продакшн» — это не компания, на которой лицензия, а компания которая просто производит контент. Это обычная продюсерская компания. Его неправильно информировали, он — дурак — не разобрался», — сказал Коломойский.
Теперь бизнесмен говорит, что сам может отказаться от банка: «Они хотят оставить себе «ПриватБанк»? Пусть оставляют. Мне не нужен «ПриватБанк». Но там лежало 2 млрд долларов капитала. Пусть вернут, и нет вопросов».
Однако, Владимир Зеленский, отвечая на вопрос, будет ли он возвращать Игорю Коломойскому 2 млрд гривен, которые он требует в качестве компенсации за национализацию «ПриватБанка» заявил: «Мне все равно, о чем думает, забывает и вспоминает Игорь Валерьевич… У меня нет 2 миллиардов, чтобы кому-то отдавать».
После этого он добавил, что гарантирует, что «ПриватБанк» будет стабильным.
А в ходе предвыборных дебатов, на вопрос: «Готовы ли вы сделать все, чтобы ваши партнеры, Коломойский и его клика, были отсечены от доступа к государственным ресурсам?». Зеленский ответил «Да».
Андрей Кислов