У каждого времени — свои герои. В украинском послереволюционном обществе изо всех сил пытаются выдвинуться на авансцену в качестве героев весьма своеобразные личности (или персонажи). То, кем они пытаются себя преподнести, сильно отличается от реальности. На волне судьбоносных для страны событий — Майдана (Революции достоинства) и тяжелых военных действий на востоке страны – всплывают личности, далекие от понятий ответственности, прагматизма, настойчивости и совести. Для них обычны необдуманность и безответственность (граничащие с безбашенностью). Но хуже, что этой безбашенностью прикрываются трусость и подлость.
Еще свежи в памяти события 19 января 2014 года, когда лидеры общественного движения Автомайдан с трибуны призвали идти на штурм Верховной Рады (через улицу Грушевского), а сами отсиживались в торгово-развлекательном комплексе «Sky mall» и слали послания о том, что они «были против немотивированного применения силы и кровопролития».
Сейчас, спустя полгода, активист Автомайдана Сергей Коба в передаче «Светская жизнь» сетует на то, что министр по делам молодежи и спорта Дмитрий Булатов предал революцию. Якобы в самый разгар событий на Майдане Булатов уехал в Доминиканскую республику, да еще и на средства, собранные Автомайданом. Притом, и самого Кобу подбивал спрятаться от /> непредвиденной реакции власти туда же и на те же деньги.
Но помнит ли Сергей, что и сам далеко не герой? Подтолкнув митингующих к кровавым событиям на улице Грушевского (19 января, когда «мирный» Майдан перерос в радикальный), сам «горе-активист» сбежал практически сразу в Германию. И уже оттуда, из безопасной Европы, заговорил о «национальных ценностях». В частности, о смелости. Дескать, оппозиция —
овощи, которые прячутся за спинами патриотов, которые «проявили себя и желают лучшего для страны».
До смешного доходило: когда за кровопролитие на улице Грушевского тогдашние вроде бы лидеры Автомайдана — Сергей Поярков, Дмитрий Булатов, Андрей Телиженко и Сергей Коба — долго потом перекладывали друг на друга ответственность. Первая троица «открестилась»: мол, мы не хотели кровопролития. Последний рекомендовал Булатову проспаться и на «свежую голову» отчитываться перед общественностью.
Было бы смешно, если бы не было так грустно. С тем же призывом на Грушевского: того же Сергея Кобу позвать на баррикады ума хватило, а вот подумать о последствиях, даже для своих соратников интеллекта (а может и желания) уже не хватило. Наоборот, Коба подверг критике опытных отставных военных, которые настаивали на том, что нужно соответственно
подготовиться, разработать план, предпринять меры безопасности. Сам же Сергей не то что на баррикадах – на сцене Евромайдана появился только 23 февраля, когда все революционные события (в том числе, и самые ужасные) уже миновали.
Впрочем, о последствиях не думалось, но выводы для себя были сделаны. Спонтанную, необдуманную, но в то же время агрессивную волну протестов «вчерашние герои» во главе все с тем же Сергеем Кобой попытались поднять вновь в августе, когда Верховная Рада рассматривала Закон о люстрации. Правда, теперь уже к призывам нести и жечь шины добавились призывы брать оружие… Во что бы вылилась эта «акция пиара Кобы», если бы провокация удалась в полной мере, — представить страшно. К счастью, общественность не подхватила стремления «горячих голов» (иначе страна сама по себе не выдержала бы нового Майдана).
Впрочем, в действиях лидера Автомайдана С.Кобы (или уже не лидера, поскольку само автомобильное общественное движение заклеймило позором бывшего соратника за бегство в Германию) всегда присутствует хаотичность или даже анархичность.
Сначала Сергей Александрович открывает «новый фронт» против «бандитского режима Януковича» (правда, делает это безопасно – за границей). Потом, уже по возвращении из Германии, берётся за тогдашнюю оппозицию: заявив, что она, дескать, начала после победы делить портфели.
Пусть так, но товарищ как-то не подумал, что происходило это в период, когда не то что легитимность – суверенность нашего государства висела на волоске договорённостей и переговоров. А дальше к призывам Кобы «не допустить олигарха Порошенко к президентству» добавились протесты уже против Порошенко-президента. И не важно, что весь цивилизованный мир признал власть в Украине легитимной, а избранного президента – законным и полномочным.
Теперь «вчерашние герои» принялись за парламентские выборы. Якобы «курируется» закон о люстрации, проводится акция «Гады лезут в Раду». Однако, если бы «активист» Коба (инициатор) действительно, как он говорит, беспокоился об очищении власти – то, наверное, занимался бы не яркими и бессодержательными акциями со сжиганием шин, а включился в
сложный процесс люстрации. В частности, присоединился к сбору экономических данных на коррупционеров. Ведь наиболее эффективно — разбираться с предателями и бандитами тихо, без пиара. Главное в этом процессе как раз результат, а не участие.
Но С.Кобе важнее драйв, важнее зрелищность и громкость придуманной акции. Как та же «пиар-находка» с нардепом Виталием Журавским. Которая, впрочем, вновь обернулась «ляпом» для самого Автомайдана. Во-первых, митингующие выбросили в мусорный бак… как раз автора и одного из инициаторов закона о люстрации. Во-вторых, практически сразу акция
спровоцировала очередной раскол в Автомайдане. Художник Сергей Поярков немедленно публично извинился за поступок автомайдановцев. А Сергей Коба столь же быстро на это отрезал: Поярков — рядовой участник Автомайдана, а посему не может отвечать за всю организацию.
В общем, люстрация – явно не та тема, которой стоит заниматься Автомайдану. Или, как минимум, С.Кобе. Поскольку для этого нужно иметь знания, навыки, опыт, понимание механизмов процесса… Да и авторитет – чтобы объединять вокруг себя специалистов. А возможности Кобы ограничиваются подбиванием горячих голов из студентов на одноразовый экстрим. И куда эта любовь к скандалам и громким заголовкам приведёт Кобу завтра? К вооружённому восстанию он уже призывал. Следующий шаг – самому бросить в Автомайдан шумовую гранату – «для большей зрелищности»?
Кстати, по поводу отсутствия серьезного финансирования у общественного движения Автомайдан (именно этим «успешный» Сергей Коба, торгующий «не по-детски» дорогими Iphone, объясняет факт, что движение не идет на выборы). Может, в проект просто боятся вкладывать деньги? То и дело слышно: то лидеры движения в Доминиканскую республику на средства
майдановцев лететь собирались, то пентхаузы не по средствам, указанным в декларации, приобрели, то в ответственный момент и вовсе в Германию удрали…
Если Майдан-3 всё-таки будет, то явно постарается обойтись без Кобы. На всякий случай – так надёжнее и спокойнее. Тем более, что в ответственный момент он всё равно окажется в очередном «Рио-де-Жанейро».