В правительстве анонсируют столь масштабный пересмотр соглашения об ассоциации с ЕС, что подобного «не знала ни одна страна». Говорят, что само восприятие евроинтеграции следует изменить…
«Мы, безусловно, жмем на ЕС»
Саммит Украина-ЕС намечен на 12 октября, для его проведения в Киев прибудут руководители Европейского совета и Европейской комиссии. Глава государства Владимир Зеленский поднимет вопрос о признании европейской перспективы Украины, анонсировали в Офисе Президента.
Там сообщили, что украинская сторона предложила европейской стороне проект совместного заявления саммита. На нем будет представлена украинская оценка выполнения Соглашения об ассоциации, «чтобы в будущем можно было говорить об общей оценке».
Впрочем, уже стало известно, что украинская сторона выполнила 58% предусмотренных Соглашением обязательств. «Важно отметить, что за весь пятилетний период действия Соглашения, рассчитанного на десять лет, то есть за половину всего времени, отведенного на выполнение Соглашения, мы выполнили 58 процентов всех обязательств, предусмотренных для Украины», — заявила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина на заседании Комиссии по вопросам координации выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Тем не менее, соглашение об Ассоциации с ЕС вовсе не гарантирует будущее членство в Евросоюзе, и в правительстве задумались над новыми трактовками. «Мы, безусловно, жмем на ЕС, требуем предоставить нам европейскую перспективу», – сказал заявил министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Но глава МИД подчеркнул: «само восприятие евроинтеграции в Украине мы должны изменить. Это не вопрос «дадут нам членство или нет?» Евроинтеграция – это сейчас инструмент укрепления Украины, а не цель».
Он анонсировал «несколько конкретных прорывных решений, которые будут касаться практической интеграции». О направлениях сотрудничества, напомним, говорилось в резолюции прошлогоднего саммита Украина-ЕС, проходившего в Брюсселе. Согласно документу, стороны ожидают дальнейшего усиления экономической интеграции и сближения регулирования в нескольких областях: цифровой рынок, защита окружающей среды, борьба с изменениями климата, финансовое сотрудничество.
Ольга Стефанишина рассказывает: «Важный момент: такого опыта масштабного пересмотра сих пор не имела ни одна страна, в которой с ЕС действует зона свободной торговли».
Однако, стоит напомнить, что пересмотр условий торговли предусмотрен ст. 29 Соглашения об ассоциации через пять лет после вступления в силу. А торговая часть Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом вступила в силу 1 января 2016 года. То есть, минуло пять лет с тех пор, как Европейский союз и Украина приступили к осуществлению Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ).
«Гораздо меньше скепсиса в ЕС»
«Мы ожидаем, что в начале 2022 года начнем присоединение к Конвенции ЕС о совместном транзите. Для этого все правительственные структуры прошли технические и юридические аудиты. И сегодня мы имеем высокую степень готовности к присоединению к таможенной системе ЕС. Это будет мощным фактором борьбы с теневым серым импортом», — рассказывает Ольга Стефанишина.
Напомним, что присоединение к Конвенции предусмотрено Соглашением об ассоциации Украина-ЕС. Эксперт программы ЕС по поддержке управления государственными финансами в Украине, экс-заместитель главы таможенной службы Литовской республики Витянис Алишаускас отмечает: «Украинское законодательство о режиме общего транзита на сегодня уже в целом сформировано и соответствует лучшим европейским практикам».
Кроме того, в правительстве ожидают расширения тарифных квот для украинского бизнеса, который экспортирует продукцию в ЕС. Стефанишина говорит, что не видит сильного противодействия этому или каких-то негативных оценок в Евросоюзе. Со своей стороны Европейская комиссия начала оценку предложений Украины относительно расширения квот, и ожидается, что эта работа с их стороны завершится примерно до конца октября.
Вице-премьер Ольга Стефанишина заявляет: «Мы завершаем до конца года вторую фазу оценки в рамках Соглашения ACAA (промышленный безвиз). И непосредственно на саммите начнем политические переговоры по заключению этого соглашения. Для нас это абсолютно реалистичная цель. Я сегодня вижу гораздо меньше скепсиса в ЕС по этому вопросу».
«Достигаем хорошего прогресса по оценке готовности Украины»
О «промышленном безвизе», речь зашла еще в 2005 году. Речь идет об оценке приемлемости промышленной продукции, когда украинским производителям не нужно будет проходить сертификацию в Евросоюзе для продаж на его территории – ЕС признает заключения украинских контролирующих органов.
С тех пор структура украинской экономики изменилась, сократилась доля промышленности. Но только в конце 2019 года Зеленский подписал закон об уменьшении давления на бизнес со стороны органов рыночного надзора. Как известно, это был последний документ необходимый для переговоров о получении Украиной так называемого «промышленного безвиза» – Соглашения о соответствии и приемлемости продукции.
Принято считать, что при «промышленном безвизе» в Европу потечет украинская продукция с высокой добавленной стоимостью, а не сырье. Власти заявляли, что потенциально соглашение может охватить до пятой части украинского экспорта в ЕС, прежде всего продукцию машиностроения, облегчив торговлю и подняв имидж украинской продукции на глобальных рынках.
Только в 2020 году по сравнению с 2019 годом промышленность упала на 5,2%. Рост цен в промышленности в 2021 году, по данным на июль, ускорился до 42,2% из-за высоких цен на энергоресурсы.
В январе-июле этого года наблюдался рост промпризводства на 1,8%. Но он обусловлен благоприятной конъюнктурой на внешних сырьевых рынках и вкладом предприятий сферы АПК и горно-металлургического комплекса (такая продукция составляет до 70% украинского экспорта). Но технически сложные производства с высокой добавленной стоимостью находятся в кризисе.
Эксперты говорят о стагнации. «Износ, отсутствие модернизации оборудования, медленные темпы заимствования и развития передовых технологий и инноваций в производстве — сегодня официально признаны основными причинами стагнации украинской экономики», — отметила в СМИ Елизавета Алексеева из международной организации «Экология-Право-Человек».
Она, напоминая о внедрении Европейской комиссией механизма углеродного таможенного корректирования, заявила: «Каждый год откладывание модернизации наиболее вредных отраслей промышленности стоит Украине не только здоровье граждан, но и потерю возможностей своевременно и выгодно интегрироваться в Европейский зеленый курс».
Тем не менее, исполнительный вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис положительно оценил усилия Украины на пути к подписанию Соглашения АСАА с Евросоюзом («промышленного безвиза»).
«Мы достигаем хорошего прогресса по оценке готовности Украины к обсуждению Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции», — сказал он.