На днях руководители нижних палат парламентов Германии, Италии, Люксембурга и Франции выступили с поистине сенсационной инициативой. Они предложили коренным образом изменить формат Европейского Союза, превратив Объединенную Европу в федерацию. В своем открытом письме, распространенном по каналам мировых СМИ, авторы идеи заявили, что к настоящему времени ЕС фактически исчерпал себя, и если в течение ближайших нескольких лет не провести его реформу, о былом единстве европейцев можно будет забыть навсегда. В качестве панацеи от нависшей беды предлагаются сразу несколько вариантов, которые аналитики назвали «одновременно идеалистическими и утопическими».
Председатель немецкого Бундестага Норберт Ламмерт, который, собственно, и ввел в европейский политический обиход словосочетание «Федерация государств Европы», бросил клич в стиле «ЕС в опасности, объединяйтесь!» И заявил, что разработал некую специальную программу, позволяющую Брюсселю эффективно укрепить изрядно расшатавшийся Союз. Во главу угла своей программы он поставил предоставление отдельно взятым государствам определенной финансовой свободы. Дескать, относительно богатые страны имеют полное право не принимать участия в спасении экономик, например, Греции, Румынии и Болгарии и не отчислять ежегодно миллиарды евро в общеевропейскую казну. Помимо прочего, Берлин, Париж и Мадрид смогут осуществлять экспертно-импортные операции без получения специального разрешения от руководства Евросоюза. Кстати, последний пункт является в некотором смысле революционным: он позволяет членам ЕС действовать в обход всевозможных эмбарго, квот и даже лицензий. Эту идею поддержал коллега Ламмерта — руководитель французского Национального собрания Клод Бартолон. Правда, он пошел еще дальше – предложил предоставить каждому члену Евросоюза по собственному усмотрению решать миграционную проблему. «Ни для кого не секрет, что совместная политика в этой сфере привела коллапсу, — подчеркнул, в частности, он. – Большая свобода действий местных властей может спасти ситуацию».
И далее – по нарастанию. Пресловутую свободу странам-членам предлагается предоставить в решении вопросов борьбы с терроризмом, противодействии изменению климата и, наконец, энергетической политике. Но и это еще не все. «Реформаторы» объявили, что те государства, которые поначалу не примут идею федерализации, смогут присоединиться к ней позже. «Даже если в новом формате будут участвовать десять – двенадцать стран из нынешних 28-ми, мы будем праздновать победу», — отмечается, в частности, в документе.
Впрочем, как утверждают скептики, до победы – даже частичной – идее Федерации Европы очень и очень далеко. «Прежде всего, стоит отметить, что дополнительные права и свободы лишь усугубят крах ЕС, — сказал в комментарии ГолосUA европейский политический эксперт Кнут Берг. – Уже сегодня такие государства, как Бельгия, Венгрия, Словения и Хорватия отказываются участвовать в общей программе приема мигрантов, а Франция и Италия рассматривают возможность снятия торговых эмбарго с России. Следует также учесть, что после объявления Лондоном о выходе из состава Евросоюза, подобный шаг стали рассматривать в Нидерландах и Испании. Европейская Федерация – это, образно выражаясь, умножение на ноль – действие, которое даст нулевой результат». К сказанному Бергом можно добавить, что Венгрия готова временно выйти из Шенгенского соглашения, а Греция – из зоны евро. «Федерация Европы по своей сути – интересная идея, но она утопична, — констатировал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. – Не лучше ли нам сообща укреплять Европейский Союз в том виде, в котором он существует сейчас?».
Как бы там ни было, эта инициатива наверняка будет рассмотрена 17 марта на заседании руководителей национальных парламентов в Риме. Заседание посвящено 60-й годовщине подписания Римских соглашений, заложивших основы ЕС. Аналитики отмечают, что юбилей пройдет в критический для Европы момент. Сможет ли федеративное переустройство ЕС преодолеть этот критический момент, сегодня не знает никто.