На фоне борьбы с коронавирусом затерялись куда менее заметные, но тем не менее значимые для простого украинца вещи. То ли команда «реформаторов» Уляны Супрун съела министра здравоохранения Емца, то ли ему стал понятен масштаб последствий реформирования отрасли командой Супрун, но спустя три недели после назначения он ушел.
И с первого апреля в Украине стартовал второй этап медицинской реформы.
Впрочем, уже пожинаем плоды первого этапа реформы Супрун, которая навязывала ее с маниакальным упорством. С апреля 2019 года больше невозможно попасть к специализированному врачу напрямую, а необходимо пройти определенные бюрократические препятствия. Во-первых, нужно заключить договор-декларацию с семейным врачом, который будет вашим первым контактом. Далее, в случае возникновения проблемы со здоровьем, даже если вам плохо соберите все силы и идите к своему врачу. Отстояв положенную очередь, вы рассказываете о своей проблеме семейному доктору, который о вашей болезни имеет представление не больше вашего. Но его роль очень важна – выписать вам направление. Дальше с этим направлением вы идете к специалисту.
Таким образом, вместо одного звонка 103 вы получаете две очереди и не менее двух потерянных дней. Это в случае, если вы хотите воспользоваться своим конституционным правом на бесплатную медицину. Но, если у вас достаточно «лишних денег» или терпеть невмоготу, вы можете попасть в руки врача проще и быстрее. Заплатив. Выезд «скорой», например, в Киеве обойдется в 2 тысячи гривен.
В Украине очень часто реформой называют замену бесплатных услуг на платные. Объясняется это нехваткой бюджетных средств. У нас никогда не хватает бюджета на простых людей, только на чиновников. И люди, «к сожалению» государевых мужей, живут все дольше и претендуют и на медицинскую помощь, и на заслуженную пенсию. Чем очень расстраивают «реформаторов», которые не особо берут в расчет нужды рядовых граждан.
Возвращаясь к нехватке бюджета. Действительно, на финансирование медицины в 2018 году предусмотрено 113 млрд. гривен – чуть больше 3 тысяч гривен на человека в год, что, между прочим, соответствует стоимости добровольной медицинской страховки по программам корпоративного страхования в Украине. Только услуг там будет значительно больше.
Получается, украинское государство выделяет на здравоохранение одного гражданина сумму в эквиваленте 109 долларов, а той же в Беларуси на 9 миллионов граждан приходится чуть более 50 долларов на человека в год. И при этом медицина в Беларуси абсолютно бесплатная. Как так получается?
В итоге, Украина платит за медицину дважды – и из бюджета, и из кармана пациента. И при этом никаких гарантий обслуживания нет. Вы можете вызвать скорую помощь, спасая своего ребенка, а к вам приедет не врач, а бригада парамедиков. Вы надеетесь на пусть и скромную, но бесплатную палату в стационаре, — а вам выставят счет на 3-4 тысячи гривен в неделю. Через два года медицинская реформа окончательно «оформится», и платными станут роды, операции, анализы, диагностические исследования. Можно встретить возражения, что часть медицинских услуг и сейчас оплачивается посетителями больниц и поликлиник. И это так. Но оплата части и оплата по «прайсу», когда никаких скидок на имущественную ситуацию и бедственное положение пациента не будет, — это совершенно другое дело.
Нынешняя эпидемия короновируса стала лакмусовой бумагой медицинской реформы и преступных последствий деятельности американской гражданки Супрун. По словам нового министра здравоохранения Максима Степанова украинская медицина не в состоянии будет справиться с количеством больных коронавирусом если оно превысит 10-12 тысяч человек, и это на страну с 37 миллионами населения.
Обнуление украинской медицины, открытие нашего рынка для транснациональных фармацевтических гигантов (и экспериментов над украинцами), фактическая ликвидация первичной медицины, увольнение более 50 тыс. врачей и медсестер за 5 лет, уничтожение санитарно-эпидемиологического звена и сокращение специальных лечебных учреждений для больных туберкулезом и психическими заболеваниями — все это теперь будет стоить нам десятков, а вероятно сотен и тысяч жизней сограждан. Поэтому абсолютно правильно Андрей Портнов поднимает вопрос о до сих пор нереализованных правоохранительных органах подозрении Уляне Супрун (ГБР в начале сентября 2019-го открыли уголовное дело).
Медицинская реформа повторяет все ошибки американской и европейских систем здравоохранения. Мы гордились тем, что наши граждане могут напрямую попасть к специалисту, в то время как в Европе люди теряют здоровье в очередях за бумажкой, а потом годами (не шутка) ожидают приема специалиста, если случай не экстренный. Нехватка медицинских специалистов в стране, и вот, ваша очередь на прием – через 1,5 года. В Украине до сих пор этого не было. Но сейчас будет.