И. Спирина: «Невротические расстройства среди украинцев увеличились в разы»

По данным ряда соцопросов в настроениях украинцев в настоящее время доминирует социальный пессимизм. Нарастающий страх, тревога, неуверенность в завтрашнем дне, растерянность, безысходность – вот те эмоции, которые сейчас испытывает наш народ. Все это, так или иначе, ведет к душевным расстройствам, среди которых превалируют неврозы. Об этом ГолосUA рассказала заслуженный врач Украины, психиатр, доктор медицинских наук, профессор Ирина Спирина.

— Ирина Дмитриевна, какова сегодня тенденция распространенности у людей невротических расстройств?

— Если говорить о тенденции распространенности, то невротические расстройства сегодня лидируют как в Европе, так и Украине. Хотя статистика в нашей стране по данному заболеванию ненадежна. Среди заболевших и людей, обращающихся к специалистам, наибольший процент — это люди с фобиями.

По нашим наблюдениям, за последние пять лет частота таких состояний, как фобии, тревога, страхи, — в нашей стране увеличилась в разы. В структуре невротических расстройств лидируют фобии и тревога.

— Какие фобии доминируют?

— Поясню, что фобия или страх – это боязнь чего-то определенного. Выделяют социальные фобии, нозофобии и тревожные состояния. Могу четко сказать, что по Украине превалируют социальные фобии. Они преобладают, потому что люди не знают, что с ними будет завтра, политическая ситуация в стране крайне нестабильна, и народ сегодня просто живет в страхе. Что касается нозофобий – это боязнь заболеть каким-либо заболеванием, например онкология, гипертония, инфаркт, инсульт или психическое расстройство.

— Может ли помочь семейный врач в лечении фобий?

— С учетом сегодняшнего реформирования медицины, пациент, конечно, идет к семейному врачу или врачу первичного звена. Хочу напомнить, что многие сегодняшние семейные врачи – это, в основном, пенсионеры, бывшие терапевты и педиатры, которых переучили в семейные за полгода. Их хоть и переучили, но они не могут иметь должной практики работы с психически больным человеком. Из этого вытекают трудности, сложности в диагностике и лечении невротических заболеваний. Потому у населения и возникают нозофобии, которые связаны еще с тем, что такие пациенты попадают в замкнутый круг, и они, в конечном итоге, не знают куда дальше идти и у кого лечиться.

Общаясь со своими пациентами, я слышу от них, что из-за реформы медицины они боятся обращаться к врачам, понимая, что им будет оказана неквалифицированная помощь. Граждане сегодня не уверены в профессионализме врачей. Давайте вспомним, при Советском Союзе и в первые годы независимости Украины, в медицине была система Семашко, которая подразумевала диагностику, лечение и профилактику. Люди знали, что получат квалифицированную комплексную медицинскую помощь.

— Ирина Дмитриевна, расскажите о тревоге и тревожных расстройствах…

— Тревожные расстройства – это отдельная нозологическая форма. Тревога – это чувство общей неудовлетворенности, обеспокоенности, неуверенности в завтрашнем дне. Тревога сегодня также является доминирующей формой неврозов в Европе и, в частности, в Украине.

— К кому из специалистов нужно обращаться за помощью?

— Подчеркну, что квалифицированную помощь может оказать только специалист, имеющий медицинское образование, в частности, медицинский психолог, психотерапевт или психиатр. При вышеперечисленных состояниях люди стремятся обратиться к психологам, которых можно сегодня найти в Интернете. Психологи – это специалисты без медицинского образования и давать какие-либо медицинские, подчеркиваю, консультации не имеют права, тем более лечить. Однако, судя по всему, никто этого правила не придерживается. Учитывая повсеместную коррупцию, хочу отметить, что для того, чтобы психологу без медицинского образования открыть частный кабинет – лицензия на медицинскую практику не нужна. Из этого вытекает, что психологи не имеют права работы с людьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем, в том числе и психическим. Тем не менее, государство, в лице Минздрава, правоохранительных органов, а также в регионах, этот вопрос не контролирует и не решает, что влечет за собой усугубление психических нарушений у граждан.

— Что же необходимо сделать, чтобы вернуть доверие пациентов к врачам-психотерапевтам и врачам-психиатрам?

— Я убеждена, что при организации отрасли медицины, в том числе и психиатрии, нам необходимо вернуть систему Семашко, которая пользуется признанием медиков в большинстве стран мира. К примеру, мои немецкие коллеги, кстати, украинского происхождения, сказали мне, что в Германии медики, в том числе и психиатры, еще и еще раз приходят к заключению, что система Семашко является самой эффективной. Очевидно, что система Семашко является основой здравоохранения европейских стран.

— Ирина Дмитриевна, расскажите вкратце об этой системе…

— Система Семашко имеет определенную ступенчатость в своей структуре. Первое и главное, на что всегда обращали внимание, — это профилактика. Второе – это диагностика. Третье — это правильное в результате диагностики лечение. И четвертое – это реабилитация больных. По системе Семашко, пациент из одной ступени передавался на другую. Статистика того периода свидетельствовала о снижении процента заболеваемости. Выявляемость заболеваний на ранних стадиях была практически 90%. Это то, чего сегодня нет вообще, то, что угроблено. Лечат сегодня все: пожалуйста, откройте Интернет и идите лечиться к кому хотите.

Хотелось бы особенно отметить, что восстановительное лечение, то есть реабилитация, фактически в Украине отсутствует. Если раньше были полноценные реабилитационные центры, куда пациентов помещали после перенесенных инсультов, инфарктов, то сейчас они функционируют в неполном объеме, результатом чего становится инвалидность пациента. К сожалению, у нас сегодня большой процент молодых людей (подчеркиваю, с 35-летнего возраста, посмотрите статистику) — уже инвалиды. Это заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, онкологические заболевания и т.д. Перечислять, к сожалению, можно долго.

Люди вместо того, чтобы получать реабилитацию в домах отдыха, санаториях, как было при Советском Союзе, остаются брошенными на произвол судьбы инвалидом. Наши граждане лишены этой должной, необходимой помощи государства — то, что подразумевала система Семашко.

— Среди нас много людей, которые имеют явные проблемы с психикой. Они встречаются в транспорте, на улице, в магазинах и ведут себя не вполне адекватно — кричат, размахивают руками, скандалят, тем самым проявляя агрессию. Почему их не госпитализируют?

— Хороший вопрос. При Советском Союзе не надо было согласия пациента на госпитализацию и лечение в психиатрической больнице. А сегодня, чтобы госпитализировать таких агрессивных личностей и оказать им первую неотложную психиатрическую помощь, без их согласия нельзя – это процессуально наказуемо. Должно быть заключение специалистов, которое утверждается судом о правомочности нахождения такого пациента в психиатрическом стационаре. Такие процессуальные действия защищают права пациента, что прописано в Законе Украины «О психической помощи», и это правильно. Так, врач-психиатр описывает патологические признаки душевного расстройства у пациента, направляет его в психиатрическую больницу, там комиссия из трех специалистов проводит диагностику и определяет, нуждается ли пациент в неотложной госпитализации.

— Какие психические расстройства могут привести к общественно опасным действиям?

— При психических расстройствах нередки агрессивные действия в отношении себя и окружающих, что связано с серьезными болезненными переживаниями, такими как бред, галлюцинации и т.д. Лица с такими нарушениями представляют для общества особую опасность и требуют срочной госпитализации в психиатрический стационар для лечения и профилактики опасных последствий со стороны таких больных.

Читайте также по теме