За безопасность реализуемых продуктов в нашей стране отвечает Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, которая, как уверяют эксперты, увы, пока не работает, поскольку находится в процессе формирования. Из-за отсутствия централизованной системы контроля украинцы покупают много некачественных товаров. В частности, опасения по качеству вызывают и молочные продукты, и мясо, и рыба, и колбасные изделия. О плачевной ситуации с безопасностью в нашей стране, корреспонденту ГолосUA рассказал исполнительный директор «Союза потребителей Украины» Максим Несмиянов.
— Максим, как вы считаете, просроченные продукты – это главная беда наших супермаркетов или фальсифицированная продукция также имеет место быть?
— В супермаркетах на самом деле обязательно должен быть пакет документов, свидетельствующий о том, что продукция на их полках качественная. Однако говорить о том, что супермаркет сам где-то производит фальсификат, можно только в некоторых случаях. Мы недавно проводили закрытое исследование, где показывали, что Private Label (личная торговая марка сети) производили фальсификат сливочного масла и торговали под брендом «масло». Это единичные случаи. Как это произошло? Был объявлен тендер и тот, кто дал меньшую цену, стал представлять интересы компании. В этом случае большая торговая транснациональная компания не проследила и не просмотрела, кто выиграл тендер, не выяснила, почему они дали такую низкую цену. Они также не проверили качество и запустили в свою сеть фальсификат. Разумеется, в супермаркетах есть фальсификат и распознать его можно достаточно просто на примере того же сливочного масла. Достаточно часто вы можете видеть очень много видов нового масла в новых упаковках и с новыми названиями. Особенно интересно, как они дают скидку, – стоило масло 32 грн, а продают его по 19 грн. При этом раньше вы этого масла никогда в глаза не видели. Покупатель должен понимать, что за 19 грн натуральное сливочное масло продаваться не может. Это фальсификат, поскольку цена очень сильно занижена. Делается фальсификат достаточно просто — открывается компания на юрлицо, а наши активисты проверили, что у него имеется юридический адрес в районе каких-то гаражей. То есть, понятно, что никакого производства по этому адресу нет. По факту выпускается примерно 200-300 тыс. упаковок такого масла. Оно вполне удачно уходит на базары, если это совсем «жесткий» фальсификат. Фальсификат чуть «получше» (говорить о том, что это сливочное масло, нельзя — это, скорее, спрэд) уходит в супермаркеты.
— Кто контролирует супермаркеты на предмет наличия фальсификата?
— Это другой страшный момент – супермаркеты никто не контролирует. Как они снижают себестоимость, вообще непонятно. Если они используют качественные добавки – это один момент, а если никто никак не контролирует эти добавки, то мы с вами должны понимать, что вред здоровью будет достаточно серьезный, никакая экономия денег не оправдает эту угрозу. Бизнес у нас никто не контролирует на самом деле, действует мораторий на проверки бизнеса. Вы ни разу, наверное, не слышали, чтобы закрыли какое-то производство фальсификата. Правда, я один раз слышал, что закрыли производство по сгущенке. Говорить о каких-то серьезных действиях государства по защите прав потребителей сегодня не приходится.
— Как у нас борются с рынком суррогатного алкоголя?
— На «черный, теневой рынок алкоголя в Украине, по мнению некоторых экспертов, приходится более 50% всей алкогольной продукции. С 1 марта снова подняли акциз на алкоголь. Теперь пол-литровая бутылка водки будет стоить, минимум, от 80 грн. Если брать водку большими объемами, то выходит, что 0,5 литра будет обходиться на черном рынке («свое производство») от 9 до 13 грн. 13 грн и 80 грн — разница колоссальная. Причем если посмотреть в Интернете, то можно увидеть, что поставки спирта идут в основном из России. Пишут, что это пищевой спирт и употреблять его можно, ничего страшного нет. У нас никаких рычагов по контролю данного рынка сейчас нет. Мораторий на проверки бизнеса действует. О чем они думают, непонятно. Разумеется, теневая составляющая с ростом акцизов на алкоголь вырастет. Потравят людей опять. Надо ждать, что уже на Пасху у нас будут случаи отравления поддельным алкоголем. Это традиционный сезонный фактор, когда на большие праздники приходится максимально много случаев отравления суррогатом. Обычно такое часто происходит в маленьких городах и селах. Я был свидетелем, когда приезжала в село машина и скидывала какой-то алкоголь, в то время, помнится, это была водка под названием «Донецкая». Я видел собственными глазам, как эти машины фурами заходят, обычно через Харьковскую область, поскольку там, на востоке Украины, было организовано достаточно серьезное производство фальсифицированного алкоголя. Сейчас просто из Харькова завозится спирт, который «растекается» по всей Украине. Потом из этого спирта делают водку, там достаточно легкая формула производства.
— Что можно сказать о качестве органической продукции, на которую крепят этикетки «эко», «био», «натуральная»?
— Мы проводили достаточно много рейдов по «органике» и нашли сеть, у которых с документами было все хорошо. Если вы хотите купить органическую продукцию, то следует попросить в торговой точке сертификат, который указывает на то, что эта продукция именно органическая. Просто так торговать органической продукцией нельзя, обязательно нужен сертификат на нее. Когда мы пришли с проверкой в одну их торговых сетей и попросили посмотреть сертификат на «органику», то он был просрочен более чем на два года. Поэтому не совсем понятно, чем они торгуют. Мне дали упаковку масла, на которой был «легко» приклеен стикер. Понятно, что сорвать его ничего не стоит, даже следа не останется от него и можно приклеить новый стикер. Этому маслу было уже 35 дней, а на вид оно — темно-желтое, явно просроченное. Безусловно, наши предприниматели не могли обойти эту тему и оставить данную нишу нетронутой. Потому под Киевом достаточно много непонятных фирм и цехов, которые просто штампуют «эко», «натуральные», «органические» продукты. В столице такую продукцию реализует широкая сеть таких «фермерских лавок», которые мы проверяли. Мы увидели, как из огромного ведра продавец фасует в одноразовую посуду «органическую сметану». Разворачиваем это ведро, а на нем нет никакой маркировки, то есть, неизвестно, когда и где произвели эту продукцию и каков срок ее реализации. На вид содержимое ведра представляет из себя что-то жирное, страшное. У сотрудника нет медицинской книжки. Однако все это продается и вполне удачно реализуется. Так же продают творог неизвестного происхождения. Мы предположили, что, в принципе, подобные «фермерские лавки» могут просто закупать такую продукцию в супермаркетах большими ведрами (3-5 кг), смывать с них наклейки и продавать под видом «фермерской» «органической» продукции.
— Насколько правильно в наших супермаркетах соблюдают правила дезинфекции?
— К примеру, недавно мы проверяли один столичный супермаркет. Попросили отрезать нам кусочек дорогого сыра по 400 грн. Согласно правилам, для нарезки должны использоваться продезинфицированные ножи. В то же время надо понимать, что органическая продукция никак не должна соприкасаться с «химией». Я попросил показать нам раствор, которым продавцы дезинфицируют ножи. Продавец мне выносит «химию», которой они обрабатывают ножи, а там написано: побочные эффекты «Потеря зрения», «Потеря сознания». На вопрос, как вы ей пользуетесь, продавец говорит, что она сначала сыпет на нож порошок, а потом салфеткой его вытирает. Технология грубо нарушена, и поэтому говорить о том, что это безопасно, вообще нем приходится. То есть, вопрос с органической продукцией в наших магазинах, остается открытым. Так же мы провели еще одну «эко-лавку» и попросили посмотреть, чем обрабатывают ножи. К слову, вы, как потребитель, так же можете попросить в любом формате: «хочу купить сыр, покажите мне «химию», чем вы обрабатываете при мне». Так вот, продавец «эко-лавки» принесла мне небольшую банку (0,5 кг) не открытую упаковку, а закрытую. То есть, судя по всему, она не использовалась. По факту они могут пользоваться обычной «химией». Вы так же должны быть уверены, что реально «жесткой» химии, которая повлечет отравление, в торговой точке для органической продукции не используется.
— Как вы считаете, будет ли каким-то образом улучшаться ситуация с безопасностью продуктов в наших магазинах?
— Пока на самом деле никому ничего не нужно, поскольку достаточно сильное лобби вверху у предпринимателей. Никто не заинтересован навести порядок. У нас есть такой эксперт Лилия Кравченко, которая может рассказать о фальсификате конкретно колбас. Они буквально недавно провели исследование. По результатам этого лабораторного исследования, стало очевидным, что в продукции многих национальных производителей наблюдается несоответствие маркировки и реального состава колбасных изделий. Говорить о том, что эта продукция опасна, я не могу. Однако, по сравнительным таблицам видно, что производители хитрят — пишут на маркировке один состав, а по факту он оказывается совсем другой. И это только у национальных производителей, а что творится в других фирмах, которые появляются неизвестно откуда, неведомо…