С. Кубанский: «В регионах критическая ситуация – новые амбулатории не могут набрать медперсонал»

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что средняя зарплата врачей превысила 14 тысяч гривен. ГолосUA решил разобраться, действительно ли украинские медики ощутили «покращення» и расспросили об этом заместителя главы Совета киевского городского профсоюза работников здравоохранения Сергея Кубанского.

— Сергей, Гройсман заявил, что средняя зарплата медиков в Украине составляет 14 тысяч гривен. Так ли это?

Правда где-то посередине. На самом деле ситуация не такая радужная. Если говорить о средней заработной плате, то нужно понимать, что у некоторых врачей она может составить 14 тысяч, у кого-то 20 тысяч гривен, а у кого-то 5 тысяч гривен.

Если соотносить количество медработников с разным окладом, то можно насчитать не только 14 тысяч, но и 16 тысяч гривен. На самом деле, в Киеве зарплата медиков первичного звена с учетом  муниципальных надбавок в 40-60% и надбавок за объем прикреплённого населения к участку еще до медреформы была выше, чем в регионах. В итоге их зарплата составляла около 9000 -1000 тысяч гривен. С июля столичная муниципальная надбавка на первичном уровне не выплачивается. Ранее  ее предоставляли за счет денег из столичного бюджета. Теперь все медицинские учреждения финансируются через другую структуру и город денег не выделяет.

Если предоставить более точные данные то, после запуска медреформы, зарплата столичных участковых докторов–терапевтов  за сентябрь месяц составляет от 6400 гривен до 19500 гривен. Разрыв между педиатрами от 11 тысяч гривен до 21  тысячи гривен. Зарплата докторов семейной практики — от 4512  гривен до 23 тысяч. Если взять и поделить количество врачей, которые получили зарплату 23 000 гривен, а это может быть только один врач. У  остальных докторов оклад  только по 9 тысяч. Вот и  получается, что средняя зарплата медработников составляет 14 тысяч. К сожалению, в правительстве говорят, что все врачи получают такую зарплату.

Но самое ужасное, что оклад медиков зависит от количества подписанных деклараций. Страдают от этого медсестры, которые работают с тем или иным доктором. В итоге абсолютно две одинаковые медсестры, с одной квалификационной категорией и идентичным стажем работы, хорошими профессиональными навыками получают разную зарплату. Ведь у одного доктора на руках 1,5 тысячи деклараций, а другого 600. Соответственно, у них автоматом будет разная заработная плата. Грязными — от 1193 до 3798 гривен. Все медучреждения поставлены в такие условия, что врачи сами  должны зарабатывать средства для выживания.

— Все ли медики получают такие высокие зарплаты, как об этом заявляет глава правительства?

— Премьер  Владимир Гройсман забыл, что у нас кроме первичной медицины, есть вторичная. В частности, это касается медиков, которые проводят операции и спасают жизни, а также работников экстренной медицины. Их зарплата на сегодняшний день не изменилась. Врачи с высшей квалификационной категорией, которые часами стоит у операционных столов, получают ничтожно низкую зарплату в 6-7 тысяч гривен. При этом, врачей второго и третьего звена в стране гораздо больше, чем первого. Кроме того, в лечебных учреждениях вместе с врачами второго и третьего звена работает и другой медперсонал: медсестры, фельдшера и так далее. У них зарплата немного выше, чем минимальная.

— Есть ли дефицит медицинских кадров в Киеве?

— С формальной юридической стороны очень сложно сказать, сколько врачей не хватает. Так как после запуска медреформы нет определенного норматива, сколько их должно быть на определенное количество населения. Кроме того, частные медучреждения получили возможность заключить декларации с пациентом. К ним тоже идут киевляне, но не так массово.

До внедрения медреформы, когда количество врачей рассчитывалось по участковому принципу, в Киеве не хватало порядка 500 докторов первичного звена. За это время они ни откуда не взялись, ведь на подготовку специалистов нужно определенное время. Дефицит медработников в столице есть, но увидеть его очень сложно. На данный момент охват декларациями по всему городу еле-еле составил 42%. Реальный дефицит медиков можно будет увидеть, когда декларации со своими врачами подпишут более 80% киевлян.

— Почему киевляне не спешат подписать декларацию с врачом?

— Возможно, они не доверяют реформе или считают, что ставка, которая выделяется на лечение пациентов, не удовлетворит их потребности.

— Почему в госбюджет на 2019 год не закладывается дополнительное финансирование медицинской отрасли?

— Если взять закон о госбюджете на 2019 год, то ситуация по финансированию медотрасли не меняется. Оно предусмотрено на уровне 3, 2% ВВП. Хотя закон о государственных гарантиях, который был принят в 2017 году, гласит: медицина должна финансироваться на уровне 5 % от ВВП. На практике у нас никто его не выполняет. Соответственно, медикам не приходится ожидать улучшения финансового положения. Кроме того, у нас нивелируется квалификационная работа. В частности, лифтер или слесарь третьего разряда получает доплату к минималке, а медсестра и врач–интерн на старте получают только минимальную зарплату. Так не должно быть. Однако в Минздраве не хотят ничего менять, несмотря на то, что мы постоянно просим об увеличении субвенций. Это приводит к массовому оттоку медработников за границу.

— В какие страны мигрируют украинские медики?

— Многие украинские медики выезжают на работу в Польшу. Изначально там берут на работу украинцев на немедицинские должности. Врачам предоставляют год для сдачи необходимых экзаменов, чтобы потом работать по специальности. Если говорить о регионах, то мы слышим, что в некоторых городах существует критическая ситуация, когда даже на достойную зарплату в новосозданные амбулатории не могут набрать людей. Медики не видят там перспектив.

Читайте также по теме