Будапештский формат не имеет смысла, пока продолжается минский процесс – эксперт

Говорить о будапештском формате как альтернативе действующему минскому процессу можно только в случае, если все участники последнего признают, что он себя исчерпал, но на данный момент никто кроме Украины об этом не говорит, а значит, Киев должен продолжать работу в рамках Минска.

Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил политический обозреватель Руслан Бизяев.

«Идея пересмотра Будапештского меморандума не находит понимания на Западе, потому что те страны, которые подписали данный документ, выполнили его условия, указанные в 4-м пункте. Речь идет о том, что в случае нарушения территориальной целостности Украины будет собран Совет безопасности ООН. Заседание тогда состоялось, на котором были приняты соответствующие решения. Вот и все», — сказал эксперт.

Также Р. Бизяев отметил, что если мы говорим о формальной сути Будапештского меморандума, то Украине он не поможет.

«При разговоре о меморандуме важно учитывать, что в документе очень хитро юридически прописано, что Украина делает в случае если она отдает ядерное оружие и на что она может рассчитывать. У нас много кто к апеллирует в своей риторике к тексту меморандума, но при этом мало кто читал и знает его содержание», — уточнил эксперт.  

Кроме того, обозреватель подчеркнул, что основная проблема с меморандумом состоит даже не в том, страны его подписавшие, так и не ратифицировали данный документ, а в том, он не дает никаких реальных гарантий для Украины.

«Есть политическая и юридическая составляющие меморандума. С юридической точки зрения Будапештский меморандум Украине ничего не даст. С политической точки зрения это может быть дополнительная площадка, но в таком случае Киев де-факто признает, что Минск в тупике. Здесь заложено внутреннее противоречие. Если Минск в тупике, то зачем еще собирать и будапештский формат?», — отметил Р. Бизяев.  

Поэтому, эксперт уверен, что нет никакой надобности создавать еще одну площадку ради ее самой.

«Серьезно говорить о новом формате можно только при условии, если будет поставлена точка в минском процессе. Либо мы двигаемся дальше, либо все основные участники минского переговорного процесса -Украина, Россия, Германия и Франция признают, что прошло пять лет, а «воз и ныне там», а потому есть смысл выходит на более широкий будапештский формат, где есть Великобритания, Китай, Франция, Германия, США, Украина и Россия. Можно даже Японию пригласить. Но кто сейчас с этим согласится?», — пояснил обозреватель.  

Также он уточнил, что сейчас нет никаких оснований считать, что Россия, Германия и Франция согласятся признать минский процесс не работающим.

«Поэтому заявление посла Великобритании о безальтернативности минского процесса говорит о том, что Британия субъективировалась после Brexit и продолжает проводить старую-добрую политику, когда имеется два конкурирующих центра влияния, а сама Британия должна находиться над схваткой. Как говорил классик – у Британии нет друзей и врагов, а есть только интересы. С точки зрения интересов Великобритании это абсолютно четко продуманное заявление», — заключил Р. Бизяев.

Ранее посол Великобритании Мелинда Симмонс сообщила о безальтерантивности минского формата для решения конфликта на Донбассе, а также отметила, что будапештский формат, о котором говорят украинские политики не имеет смысла.

«Есть вещи получше, которые можно сделать, которые дают лучшую возможность поддержать то, что мы уже имеем – а это минский процесс. Минск сталкивается с самыми разными трудностями, но Великобритания поддерживает этот процесс от самого начала. Мне кажется, что министр Резников хотел бы видеть, как США и Соединенное Королевство играют более определенную роль в поддержке минского процесса.

Но есть определенные преимущества пребывания вне формата – при этом поддерживая его – потому что это дает большую гибкость. Я вижу потенциал для сотрудничества всех нас: Франция и Германия внутри нормандского формата, мы и США – снаружи, пытаясь быть своего рода мостиком и помогая в реинтеграции», — сказала Симмонс.

Также накануне визита в Берлин, вице-премьер Алексей Резников в своей колонке для Atlantic Council предложил Великобритании и США, которые в 1994 году подписали Будапештский меморандум, начать консультации по положению на Донбассе. «Первоначально консультации должны проходить без участия России», — подчеркнул он.

Читайте также по теме