Медучреждения освоили госзакупки по незаконной схеме, снижающей стоимость товара или услуг — эксперт

Медучреждения научились обходить нормы закона Украины «О публичных закупках», чтобы проводить тендеры по более выгодной для себя, более низкой цене.

Такое мнение журналистам выразила региональный координатор Центра реагирования на нарушения в закупках в городе Киеве и Киевской области Татьяна Руденко, передал корреспондент ГолосUA.

Она уточнила, что по состоянию на февраль 2018 года, в Украине есть две основные процедуры госзакупок – с проведением публичного тендера и жесткими законодательными требованиями, и так называемые допороговые закупки. Второй способ закупок имеет меньше ограничений и стадии этой процедуры подвергаются меньшему контролю со стороны государства.

Соответственно, госучреждения пытаются оформлять все тендерные процедуры как допороговые. Т.Руденко привела пример, основанный на данных веб-сервиса Prozorroи Dozorro.

«Летом 2017 года Киевский городской роддом №6 24 июля оглашает тендер на проведение ремонта на третьем этаже, цена – меньше 200 тыс. грн, 198 тыс.500 грн. На следующий день, 25-го числа, роддом оглашает о необходимости провести ремонт на втором этаже, тоже цена услуг менее 200 тыс. грн –170 тыс. 409 грн. А на следующий день оглашается ремонт другого коридора на втором этаже  199 тыс. 985 грн. Общая сумма ремонта у них выходит 575 тыс. 885 грн. Процедура торгов прошла с одним участником, с которым был подписан договор. И, как мы увидели, ремонт и электромонтажные работы на втором этаже роддома осуществлялись отдельными процедурами. Мы отправили письмо в родильный дом №6 с требованием предоставить пояснения. Там ответили: ремонт проводили благодаря благотворительным взносам, оставленными в родильном доме, и поэтому они имеют право тратить эти средства так, как они это видят», — рассказала она.

Т.Руденко прокомментировала нарушение, допущенное руководством роддома при проведении тендера на ремонт здания.

«Благодаря внесению изменений в закон «О публичных закупках», родильный дом является заказчиком и должен проводить закупки в соответствии с правилами, установленными законом. Источник получения средств, за счет которых осуществляется закупка, значения не имеет. В соответствии с действующим законодательством, деление предметов закупки запрещено. Если составляется смета ремонта, то она должна составляться на одно целое здание. Но мы увидели, что три дня подряд родильный дом оглашал заказ на услуги ремонта 2 и третьего этажей», — отметила она.

Т.Руденко уточнила, что в 2017 году в Украине было осуществлено 485 допороговых закупок.

В то же время, юрист Сергей Онищенко сообщил ГолосUA, почему госучреждения в Украине стараются все тендеры проводить не как публичные закупки, а как допороговые.

«Допороговые закупки проводятся не так, как классический тендер. То есть: дается объявление заранее, в тендере все желающие могут принять участие, предоставляется тендерная документация. Если тендерная документация участника торгов соответствует всем требованиям заказчика, то этого участника  сложно «отсеять», то есть отказаться от его предложения.

А допороговые закупки —  это намного более упрощенный вариант проведения торгов. Там достаточно даже заявки одного участника. При публичных торгах (через веб-сервис Prozorro), если заявку подает один участник или всех участников «отсеивают» и остается один, то торги автоматически отменяются. Система Prozorro такие условия не «пропускает». А при допороговых закупках есть вероятность, что одного участника система «пропустит». То есть система допороговых закупок намного проще, чем публичные торги: на эти сделки «под ковром» протаскивается нужный человек или фирма. Но в договоре пишут: «договор считается автоматически продленным, если никто не против». То есть с момента подписания, если прошло три месяца, и никто не оспорил результат допороговых закупок, договор автоматически продлевается на год. Получается, что недобросовестный участник после незаконной по сути процедуры год поставляет товары или оказывает услуги. При этом стоимость товара не должна превышать 200 тыс. грн, а стоимость услуг 1,5млн грн», — рассказал эксперт.

Напомним, в 2016 году Рада приняла новый закон о процедуре госзакупок – через электронную систему ProZorro. Но, как рассказали предприниматели ГолосUA, новый закон не защищает «чужие» фирмы от коррупционных злоупотреблений чиновников, обеспечивающих выигрышные условия «своим» фирмам.

Так, при прежней системе госзакупок можно было обеспечить удобные условия для «своих» фирм, а неподходящего, «постороннего» поставщика – «отсеять». В результате тендер выигрывала «своя» фирма даже с завышенной ценой. Но и при новом законе о госзакупках «свои» фирмы оказались в более выигрышном положении, чем «чужие».

Читайте также по теме