Даже в случае заявления во все контролирующие органы испорченные продукты могут лежать на магазинах прилавках неделями.
Такое мнение выразил правозащитник Эдуард Багиров в комментарии корреспонденту ГолосUA.
«На сегодняшний день практически 90% всех потребителей вынуждены терпеть такую несправедливость, потому что хоть десятки жалоб пиши в эту структуру (Госпотребинспекцию – ред.), в милицию – то же самое, в прокуратуру – то же самое. Они все перенаправляют в Госпотребнадзор, а те, соответственно, заявляют, что может, через две недели проверят», — отметил юрист.
По его словам, даже в случае жалобы в Госпотребинспекцию на некачественный товар, реакция может последовать только через две недели (ускоренные сроки), а то и через 30 дней (как того требует закон).
Э. Багиров отметил, что за этот срок любой магазин может несколько раз обновить продукцию на складе, поэтому инспекторы, пришедшие с проверкой, попросту не найдут продукт, которым отравились люди.
Кроме того, правозащитник подчеркнул, что законодательство в части защиты прав потребителей было изменено таким образом, что обращаться в суд на производителя или торговую сеть крайне обременительно для бюджета большинства граждан Украины.
«Крупные компании, которые производят товары и услуги, пролоббировали через депутатов. Потому что им не выгодно, чтобы закон работал, а граждане защищали свои права, чтобы они по решению судов несли убытки. Они просто себе убрали все эти помехи. И теперь судебный механизм защиты прав потребителей в Украине не работает, потому что все бремя финансовых затрат государство перенесло на граждан, потребителей», — пояснил юрист.
Напомним, в Украине законодательно был изменен размер платы за обращение в суд: если ранее он связывался с размером необлагаемого минимума доходов граждан и составлял 17 гривен, то теперь эта величина равняется размеру минимальной заработной платы в 1450 гривен.