В летнее время, когда не всегда детей можно отправить к бабушке в село или в летний лагерь, перед родителями часто возникает два вопроса: «Как организовать детский досуг?» и «Как организовать детский день рождения?»
ГолосUA поскреб по сусекам, опросил экспертов и предлагает несколько вариантов на случай, если в бюджете родителей нет возможности потратить на детские развлечения две зарплаты.
Итак, если на аниматора у родителей нет возможности потратить несколько зарплат, а дети требуют зрелищ, можно обратиться к старому как мир методу – игре, разновидностью которой являются квесты.
Игра для формирования характера
Игра это средство, а не цель. А целью можно назвать развлечение детей и попытку в ходе игры формировать характер растущего поколения. При этом важно учитывать, что детство это время, когда можно испытать всю полноту бытия, без жесткого разграничения по моделям поведения в зависимости от пола. Говоря о моделях поведения в контексте данного материала, мы будем временно игнорировать принятые шаблоны поведения для девочек – возиться с куклами, украшая их ленточками, а для мальчиков — играть с машинками, пускать по лужам корабли, к примеру.
Потому что, как говорят психологи, периодически детям нужно позволять просто испытывать радость, восторг от приключений без деления на «девочек» и «мальчиков». Но ведь родители хотят, чтобы дети были не только счастливы, но и успешны, не так ли?
По словам психолога Елены Назаренко, есть уже готовый сценарий воспитания и мальчиков, и девочек победителями – рецепт изложен в сказке «Золотой ключик». Суть метода сводится к тому, что для гармоничного формирования личности победителя родителям нужно, первое, временно ослабить контроль над действиями детей, чтобы на характер дитя начали влиять не родительские нравоучения, а само действие, в нашем случае – игра. Ведь если родители не могут завещать сыну-дочери крупный бизнес в виде производственного предприятия или банка, то невозможно учить детей быть суперуспешными бизнесменами, тогда родителям остается только позволить детям быть вовлеченными в копирование шаблонов поведения родителей – ведь научить ребенка чему-то, чего не умеешь сам, невозможно. Но если позволить детям в процессе находить свои варианты решений, а не требовать исполнения своих приказов, это и будет формировать характер в действии. В нашем случае – характер победителя. «До изобретения гуманистического воспитания, только так детей и воспитывали. Кого воспитывал военный поход и охота, кого — шитье и рукоделье», — говорит психолог.
Второе – нужно позволить, чтобы таланты ребенка проявились. Это максимально возможно именно во время игры, когда ребенок вынужден на ходу выдумывать варианты решений, и тут же оценивать, какой из них правильный… Скорее всего, дитя еще не знает, что такое «генерирование решений», «brainstorming» (мозговой штурм), но игра подготовит его именно к такой, «взрослой» жизни.
Далее, говорит психолог Е.Назаренко, продолжая тему развития детей, если котята рождаются со способностью лазать по деревьям, это не значит, что они будут способны хорошо плавать. Если вы желаете ребенку счастья, а он родился со способностью лазать по деревьям, то остается позволить ему (им) делать именно это. Даже если родственники и соседи не одобряют. Ведь «получается только то, чего хочется», говорят психологи. В таком случае претензии окружающих относительно способностей ваших детей нужно игнорировать, но при этом подавать положительный пример сосуществования с обществом, без криминальных выходок, разумеется.
Как утверждает Е.Назаренко, одаренные дети вырастают в талантливых взрослых именно в случае, когда их таланты в детстве никто не пытался искоренить. Остается только признать, что ваш ребенок, возможно, имеет отличающийся от вашего талант, и не мешать ему его развивать. А лучше – помочь.
Теперь к делу.
Игра и приключения
Способность воспринимать вымышленные обстоятельства как реальные – это преимущество детского возраста и состояния ума. Вы, наверное, знаете, как легко дети играют разные роли, общаясь с друзьями. Они могут придумать, что песочница – это замок, который нужно защищать от атаки врагов, инопланетян, и начнут строить вокруг него забор и даже «собирать» армию из одногодок. А могут придумать, что площадка для баскетбола во дворе – это лабиринт, в недрах которого сидит страшный Дракон, стерегущий сокровища. И дети нарисуют границы этого лабиринта, и будут там бегать часами, представляя, как скоро доберутся до сокровищ и сразятся с Драконом.
Когда я вспоминаю свое детство, становится ясно, например, откуда «ноги растут» у некоторых моих способностей. Кроме того, я анализировала способности моих школьных друзей и теперь думаю: мы тогда получили от Судьбы в дар дворик без детской площадки, с махонькой песочницей на все 7 подъездов девятиэтажки, стоянку машин вместо площадки с детских качелями для того, чтобы можно было представлять возможности в условиях невозможностей. Мы дополняли ту реальность с помощью своего воображения. И сегодня, будучи взрослой, я понимаю, что ничего замечательного в том дворе не было, но мы так ярко представляли себе воображаемые замки, рыцарей, драконов, сокровища, казаков и разбойников, королей и королев (которых сами же и играли), что жизнь в детстве казалась очень насыщенной и наполненной приключениями.
Моя подруга, Инна, например, чаще предпочитала зазывать подружек домой и там устраивать чаепития – с салфеточками, вазочками, другими прибамбасами, воображая, что она светская дама, которая устраивает бал. Когда она повзрослела, мало что изменилось – модель поведения, усвоенную в детстве, она успешно перенесла во взрослую жизнь. Я слышала, сейчас у нее свой офис, где она на самом деле проводит «светские приемы», и чаепития в том числе.
Другая моя подруга, Таня, обожала игру «казаки-разбойники». Если кто не знает, в игре нужно разделиться на две группы. Одни играют «разбойников», другие «казаков», которые ищут «разбойников». Первые уходят с места под названием «начало игры» в неизвестном направлении и оставляют по пути метки – можно мелом, можно оставлять лепестки цветов, можно – записки. По этим меткам «казаки» должны найти «разбойников». Игра длится 50 минут. Если за это время «казаки» не нашли разбойников», «казаки» проиграли. Причина ошибки «казаков» может заключаться в том, что они неверно выбрали маршрут для пробежки к предполагаемому нахождению «разбойников» или не учли, что на пути может быть, допустим, котлован. Но поражение есть поражение. Это значит, что в следующем раунде игры «разбойникам» будет позволено и дальше «разбойничать», а «казаки» должны будут их найти. Если бы «казаки» выиграли, они получили бы право быть «разбойниками».
Кстати, как я знаю, повзрослевшая Таня сейчас занимается логистикой. Успешно.
Мне нравились конструкторы для строительства игрушечных домов, и до сегодня я обожаю смотреть новые помещения, а если просят помочь с советом как обустроить квартиру, дом, комнату, я заранее знаю, где и что будет стоять, достраиваться, ломаться, переноситься. Я прямо кожей чувствую: тут должен стоять шкаф, а стену нужно перенести, а источник освещения в одном месте нужно поднять по максимуму до потолка, а тут — опустить до середины комнаты. Эта способность видеть целое и ставить детали целого на правильные места помогает в моей журналистской работе компоновать тексты статей.
Игра и восторг
Итак, в написании сценариев квестов вам поможет ваш опыт детских игр. Целью квестов будет перемещение участников по заранее заданной территории или маршруту, чтобы найти, скажем, артефакт, то есть ценный предмет.
Я точно знаю, что организаторы квестов сегодня в Киеве зарабатывают довольно неплохие гонорары. Но сценарий квеста – это работа, с которой могут справиться все родители. Так было с моей соседкой, а потом с ее соседкой, а также еще с несколькими мамочками, которым захотелось порадовать детей. Мамы девочек и мальчиков обычно довольно часто общаются друг с другом и, стоит одной из них придумать оригинальный сценарий дня рождения, остальные тут же это подхватывают. Потом, конечно, у родителей ноют ноги, в кухне копится немытая после дня рождения посуда, у детей содраны колени, поцарапаны локти, лица обгорели на солнце, но общий итог – восторг…
Предлагаю несколько сценариев квеста, которые гармонично дополнят коллективное поедание торта на дне рождения. Важно: для квеста не нужно идти в крупный торговый центр, где платишь рубль за вход, два – за выход.
А нужно найти желательно просторную площадку, где дети будут ходить, бегать, прыгать, думать и угадывать. Это может быть стадион, или сквер, или парк, или чей-то загородный дом с большим участком. Если позволяет бюджет, можно выехать в пригород, где есть луга, леса, поля. Задача родителей – обозначить площадку для игры, то есть буквально обнести колышками с натянутой яркой лентой. Одно из условий квеста – не выходить за пределы площадки.
Важно: можно для игры снабдить детей картой местности, вернее, Картой площадки для игры, чтобы было ясно, куда и откуда идти.
Игра №1: «Лесной клад», хронометраж – 1 час
В дупле дерева спрятан клад – коробка с конфетами. Как вариант – коробка привязана к дереву лентой. Клад можно найти по маршруту, отмеченному ленточками на деревьях. Тот, кто первый добрался до клада, — победитель. Победитель должен показать собранные ленточки в знак того, что сам прошел этот путь.
Участники начинают игру из разных мест площадки по сигналу – допустим, мобильного телефона. Они идут и действуют в одиночку. В одиночку принимают решения. Важное условие – между местом старта для игры и кладом должно быть не менее полукилометра. (На вопрос других родителей «А мой ребенок не потеряется?», можно порекомендовать снабдить участников игры мобильными телефонами, которые будут надежно лежать во внутреннем кармане одежды).
На игру отводится час. Кто приходит последним – идет по маршруту в сопровождении взрослых и собирает ленточки, которые не были сняты с деревьев. Победитель получает все – то есть конфеты.
Игра развивает навык концентрировать внимание на деталях обстановки.
Игра №2 «Загадки лабиринта», хронометраж – 1 час
За неделю до квеста дети получают для чтения художественную книжку. Например, «Дети капитана Гранта», или, я слышала, среди детей сейчас популярна книга «Ведьмы» Роальда Даля. Нужно ее прочитать и побольше деталей запомнить, это понадобится для квеста.
А родителям придется собраться за неделю на «педсовет» и составить вопросы относительно содержания читаемой книги. Вопросы напечатать и разделить между родителями.
Нужно будет представить на месте проведения квеста, что к очередному кладу – в нашем случае с книгами – ведет лабиринт. Книг должно быть столько, сколько детей участвует в квесте, если 10 детей – значит, 10 книг.
В начале квеста несколько родителей становятся на тропинках в сквере или парке и называют себя «Хранителям лабиринта».
Дети, участники игры, делятся на несколько групп, не менее пяти человек. А если пять групп, то к кладу должны вести пять тропинок, а на каждой из них стоят «Хранители лабиринта». Каждая группа пойдет по своей тропинке.
Группы игроков начинают путь в условленное время по команде Куратора игры. У каждой группы участников – равные шансы на победу. Им всем нужно будет за 1 час пройти по тропинкам и достичь цели.
Но чтобы пройти по тропинкам, нужно ответить на вопросы «Хранителей лабиринта». Эти вопросы касаются темы прочитанной книги. Отвечает кто-то один из группы. Если ответ неправильный, проштрафившийся должен выполнить желание «Хранителя лабиринта» — спеть, станцевать, рассказать стихотворение, попрыгать на одной ножке и т.д. Допускается две попытки правильно ответить на вопрос. Если игрок два раза ответил неправильно, он остается с «Хранителем лабиринта» и дальше не идет. Остальные участники группы направляются дальше по маршруту.
Те, кто дойдет до места с кладом – книгами – получают в подарок книги. Те, кто не дойдет, книги не получают, и будут мыть посуду. Вот если четверо проиграли, они и будут мыть посуду после сладкого стола.
Как вы понимаете, эта игра развивает навык коммуникации в группе, в общем, тимбилдинг в действии.
Игра №3. «Математический шифр», хронометраж – 1,5 часа
Для игры нужно пятеро взрослых, которые еще помнят принципы решения уравнений по сложению-вычитанию-умножению-делению слагаемых. Для игры также нужно пятеро участников – детей.
В этот раз нужно снабдить пятерых участников карандашами, ручками, блокнотами, но калькуляторы не давать и не разрешать пользоваться калькуляторами в мобильных телефонах. Участникам квеста предстоит решать математические примеры – длинные, многосложные, с минусовыми слагаемыми.
До того на открытой площадке (в этот раз в сквер никто не идет и в лес не едет) нужно на земле, на песке, на асфальте нарисовать большой квадрат с 25 квадратами внутри. В этом игровом поле и нужно будет оставить задания с примерами (3+2-5)х3-4+8+123, в каждом квадрате – по одному заданию.
Каждого участника нужно снабдить флажками разных цветов, у одного – красные, у другого синие, у третьего желтые, у четвертого зеленые, у пятого – белые.
Цель игры – решить как можно больше примеров. Принцип игры такой: на 5 участников 25 математических примеров. В каждом квадрате по одному заданию. Решая одно задание, участник переходит в другой квадрат – любой, который не занят. А в том квадрате, где пример решен, он оставляет флажок.
С одной стороны поля становятся участники, с другой – пятеро родителей, Кураторов игры. Они проверяют правильность решения примеров. Кураторы могут вернуть игрока в прежний квадрат, если пример решен не верно.
Победит тот, кто оставил на поле больше всего флажков. Приз – роликовые коньки, или скейтборд, или планшет, или плейер. Можно придумать поощрительный приз – книгу по математике для тех, кто несколько раз ошибся и в конечном счете проиграл.
Проигравшие убирают флажки и приводят в порядок площадку.
Игра развивает навык работы с цифрами, способность логически мыслить, тренирует память.
Важно: этот материал не является учебным пособием и не рекомендован Министерством образования и науки Украины. Но я уверена: данное обстоятельство никак не влияет на ценность развивающих игр. Удачи и верных вам решений!