Андрей Кислов
07:00 26/02/2018

Медреформа от Супрун: государственных клиник больше не будет

Больницы переводят в статус коммунальных  предприятий, иначе они не получат финансирования. Эксперты прогнозируют зависимость врачей  от Национальной службы здоровья, не исключают коррупции и предвыборных манипуляций.

В руки «монстра»

Министерство здравоохранения внесло изменения в методические рекомендации по автономизации медицинских учреждений, необходимой для реформирования системы здравоохранения. Их обнародовали на сайте министерства в феврале, хотя закон об автономизации вступил в силу 6 ноября.

Суть — преобразование клиник из бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие (КНП). Такое преобразование является обязательным, поскольку только статус КНП позволит медучреждению получать прямое бюджетное финансирование за предоставленные услуги, заключив  договор с Национальной службой здоровья.

Этот центральный орган исполнительной власти будет закупать услуги по медицинскому обслуживанию населения. Служба должна быть создана до июля. Объявлен конкурс на должность ее руководителя. В госбюджете выделены средства — 8,27 млрд грн. на ее работу. Это больше чем направлено на закупку лекарств (5,95 млрд грн.), больше чем выделено на внедрение новых медицинских технологий (1,44 млрд грн. ) или на борьбу с эпидемиями (1,67 млрд грн.).

При этом Национальная служба здоровья должна анализировать и прогнозировать потребности украинцев в медицинских услугах и лекарствах. А деньги на оплату услуг  — храниться на казначейских счетах.

Всего для Минздрава предусмотрено 86,96 млрд грн. Из этой суммы 60,42 млрд грн составят общегосударственные расходы и кредитование системы здравоохранения, в частности, — 57,37 млрд грн. – медицинская субвенция из госбюджета местным бюджетам.

Эксперты не исключают, что в Национальную службу здоровья выстроится очередь главврачей со взятками за то, чтобы их клиники получили финансирование.

Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк прогнозирует, что для такой структуры практически невозможно оставаться прозрачной и не коррумпированной при украинских реалиях.

«Это настоящие манипуляции и пускание пыли в глаза. Это не Национальная служба здоровья – это большой монстр», — говорит он.

Эксперт задается риторическими вопросами: кто и как будет проверять, сколько на самом деле пациентов пришло за медицинскими услугами? Для чего врачам договариваться самим с больницами о зарплатах?

Как поясняют в Минздраве, больницы и поликлиники будут самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы, включая политику зарплат, а главный врач превратиться в менеджера.

Работники медицинских учреждений переходят на трудовые договоры и перестают быть «бюджетниками». Заработная плата больше не будет привязана к тарифной сетке согласно разряду – размер заработных плат будет определять руководство заведения.

В Минздраве считают, что это позволит мотивировать персонал. Медучреждения смогут нанимать по договорам подряда врачей со статусом  физлиц-предпринимателей.  Дескать, такая модель будет поощрять «хозяйственную инициативность» врачей.

Технология зависимости

Эксперты констатируют сокращение штатной численности медработников, отсутствие бюджетных гарантий на зарплаты врачей, перевод их на контрактную форму работы и прочее.

Секретарь Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко не исключает, что Национальная служба здоровья будет использовать врачей для различных технологий во время избирательной кампании.

По его словам, первичная медико-санитарная помощь представлена по всей территории Украины, в первую очередь, в сельской местности, где работает порядка 12 тысячи семейных врачей. Как пояснил С. Кравченко, семейные врачи в сельской местности обслуживают по 1,5-2,5 тыс. граждан.

Завися напрямую от воли главы создаваемой национальной службы здоровья, на должность которого претендует ближайший соратник П. Порошенко Сергей Березенко, по одной лишь его команде медики будут принимать участие и в теризбиркомах, и становиться наблюдателями этих комиссий, и даже будут агитировать за провластных кандидатов.

Дескать, преобразования вводят в полную бюджетно-маргинальную зависимость всю медицину и медиков, «и, в первую очередь, -врачей первичной медико-санитарной помощи».

Напомним, что уже с апреля украинцы начнут выбирать врача первичной помощи (семейного врача-терапевта, педиатра) и подписывать с ним декларации. Национальная служба здоровья будет выделять врачам первичного звена по 370 грн. на пациента. Деньги получат не врачи, а клиники. А к специалисту можно будет попасть только по направлению семейного врача. При этом зарплаты медиков, якобы должны расти.

Но скептики утверждают, что на повышение зарплат всем 800 тыс. работникам здравоохранения требуется 180 млрд грн. А значит, сокращению подлежат две трети медиков.

Глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец заявила в СМИ, что новая система уничтожает гуманное отношение к человеку.

«Из врачей создают работников. То есть врач, глядя на пациента, будет думать, сколько и где он должен заработать, чтобы выжить. И такая ситуация недопустима». Она привела в пример работу врача-инфекциониста, которому, дескать, придется уволиться, если никто не отравится.

Такую ситуацию делает возможной система «деньги идут за пациентом». Ведь в рамках медреформы будут установлены тарифы, а получать оплату за медобслуживание пациентов будут учреждения здравоохранения и физические лица-предприниматели, которые заключат соответствующие договора с Национальной службой здоровья.

За анализы, операции и процедуры, не вошедшие в государственный список, пациенту придется платить самостоятельно — реформу ввели без всеобщей медстраховки. В рекомендациях Минздрава уточняется, что теперь источниками оплаты медпомощи станут как бюджетные средства, так и средства юридических и физических лиц.

 

Читайте также по теме